Игры некрореалистов

"Некрореализм возник в результате того, что группа молодых людей выезжала в окрестные леса Ленинграда, где участники распивали спиртные напитки и затем носились друг за другом между деревьев, имитировали драки. Имитация драк и беготня продолжались в пригородных поездах, во дворах, на стройках, в квартирах. Это поведение, с одной стороны, можно было квалифицировать как совершенно нормальное (с учетом времени), а с другой, - как смещенное, патологичное (учитывая места действия и его имитирующий характер). Вскоре эти смещенные действия Юфит начал снимать на 8-миллиметровую кинопленку. Поначалу это было "бессознательное" искусство - кино и фотосъемки были сопутствующим развлечениям продуктом. Со временем производство расширяется. Пишутся картины, снимаются фильмы. Некропредставления переносятся на сцену "Поп-Механики" С.Курехина. Юфит учреждает свою киностудию "Мжалалафильм", на которой делает "Лесоруба" (1984), "Санитаров-оборотней" (1984), "Весну" (1987), "Мужество" (1988), "Вепрей суицида" (1988). Закрытые показы параллельного некрокино в клубах, дворцах культуры, на квартирах привлекают одновременно хулиганов и интеллектуалов."
Виктор Мазин "О некрореализме"

Внимательное изучение истории новейшего искусства вынуждает меня с удивлением (и с удовольствием) констатировать: в основе великого множества художественных практик лежит не что иное, как игра. Хроники питерского некрореализма в этом отношении наиболее показательны. Ездили ребята за город. Евгений Юфит, Олег Котельников и другие замечательные персонажи, вошедшие в историю искусства под псевдонимами Андрей Мертвый, Евгений Дебил, Юрий Циркуль, Алексей Трупырь. Выпивали. Играли в какие-то странные, только им одним понятные и интересные игры; имитировали отклонения от поведенческих норм. Снимали свои развлечения на фото- и кинопленку. В результате родилась одна из самых любопытных эстетических традиций конца века: некрореализм.

Вопреки логике, морфологии да и просто фонетике, термин "некрореализм" не имеет решительно никакого отношения ни к "некромантии", ни, тем более, к "некрофилии".

Отцом некрореализма заслуженно считается Евгений Юфит; первыми художественными произведениями, выполненными в традиции некрореализма, стали киносъемки, изображающие - нет, не трудовые будни сотрудников морга, не похороны и не акты расчленения трупов, а комические выходки компании подвыпивших друзей, о которых было рассказано выше. Первые бессознательные художественные жесты некрореалистов вскоре стали осознанной художественной практикой; любительские съемки Юфита положили начало традиции параллельного кино; был произнесен вслух и навсегда закреплен за новым эстетическим направлением термин "некрореализм" - и пошло-поехало.
"В конце 1980-х к некропрактикам присоединяются К.Митенев, И.Безруков, С.Чернов, В.Кустов, В.Маслов, С.Серп, В.Морозов, А.Аникеенко. В 1990-м году некрореализм представляет свое творчество в Государственном Русском музее на международной выставке "Территория искусства" (куратор - Понтюс Хультен). Годом раньше несколько некроработ появились в том же музее на выставке "Новые поступления" (кураторы Е.Андреева, О.Туркина). В 1988 году Юфит впервые показывает свои короткометражные фильмы на международном кинофестивале "Арсенал" в Риге. С тех пор он будет показывать свои работы в престижных музеях мира ("МОМА", Нью-Йорк; "Стеделийк музее", Амстердам) и на серьезных фестивалях (Роттердам, Берлин, Римини). С 1990-х годов некрогруппировка Юфит, Кустов, Серп устойчиво приглашается на все крупнейшие выставки с участием советских, а затем и русских художников ("Стеделийк музей", Амстердам; Кунстхалле, Дюссельдорф, Кунстферайн, Ганновер). В 1989 году Юфит снимает свой первый фильм на 25 миллиметров, на киностудии "Ленфильм" в мастерской А.Сокурова. Первый полнометражный фильм, "Папа, умер Дед Мороз" (1991) получает главный приз международного кинофестиваля в Римини. Этот фильм, также как и следующий, "Деревянная комната" (1995), снят на "Ленфильме". Третья полнометражная работа "Серебряные головы" вышла в 1997 году. В конце 1990-х у Юфита и Кустова проходят персональные выставки в Русском музее."
Доигрались!

Осталось ответить на закономерный вопрос: почему все-таки "некрореализм"? Насколько оправданно такое самоназвание группы художников? Санкт-Петербургский критик Виктор Мазин отвечает на этот вопрос следующим образом: "Объектом эстетического описания некропрактики оказываются условия существования человека, всегда уже стоящего на пороге смерти и всегда уже демонстрирующего патологию смещенных действий."

Художественное внимание некрореалистов сосредоточено на патологии поведения человека, заведомо обреченного на смерть. Что ж, смерть - это более чем объективная реальность, данная нам, впрочем, не в ощущениях, а в предчувствиях.