Книжная гадань

"Раньше было хорошо, потому что было раньше".
Ну, это, положим, неправда. Зато раньше было проще, потому что всего было мало.
А теперь всего стало много. В том числе и книжек. От этого жить хорошо, но ужасно сложно. Я в книжные магазины без крайней необходимости стараюсь не заглядывать, обхожу их за версту, как завязавший алкоголик - винарки. Потому что знаю: если уж зайду, то вынесу на себе полтора пуда чистого, не замутненного иллюстрациями текста - это как минимум. Вот сейчас у меня дома скопилось десятка два непрочитанных книг - и это при том, что читаю я не просто быстро, а очень быстро.

Изобилие вынуждает нас постоянно делать выбор. Можно, конечно, руководствоваться советами книжных обозревателей. Выбрать пару-тройку таких, чтобы "одной крови", и следить за их серфингом в море худла. Это, в общем, самое разумное решение.

Но иногда дружеские советы даже самых близких по духу профессионалов начинают доставать. Невозможно ведь всю жизнь наступать на чужие следы, хочется самостоятельный выбор делать периодически. И не просто самостоятельный, а очень личный, можно сказать, интимный выбор. И получить удовольствие от процесса.

Поэтому будущее, я думаю, не за обозревателями, а за гадалками.

Нет, к цыганке перед посещением книжного магазина ходить не обязательно. Есть более простые и совершенно бесплатные способы узнать свою читательскую судьбу. Да, их пока немного. Но это как раз не проблема: напридумываем еще, небось.

Вот на сетевом литературном конкурсе "Тенета", где число поданных работ перевалило за тысячу и стало ясно, что нормальный (пусть даже не особо ограниченный временем - а это редкость) читатель не сможет осилить все тексты, придумали замечательную феньку. "О'Санчес дня" называется, по имени одного из постоянных участников дискуссии, реплика которого и спровоцировала президента "Тенет" Леонида Делицына на сие полезное изобретение.

"О'Санчес дня" выглядит следующим образом: раз в сутки специальный полезный робот наугад выбирает одну из конкурсных работ. Ее название помещается на самом видном месте, побуждая любопытных посетителей прочитать текст, а там, глядишь, и обсудить прочитанное. Некоторые славные авторы таким образом легко извлекаются из незаслуженного забвения, кстати сказать.

Но "О'Санчес дня" - один на всех. А есть там еще одна "гадалка" - индивидуальная, "интимная", так сказать. Выглядит это следующим образом: кликаешь на надпись: А здесь Вас ждет Ваш(а) не(?)суженый(ая)!, - и еще один специальный полезный робот наугад выбирает один из текстов - лично для вас. Такой вот маленький литературный оракул. Насколько я знаю, многие из опробовавших эту игрушку, текст читают: интересно ведь, почему именно мне выпал именно этот?!

Что касается других читательских оракулов.
Существует изумительная игра "Найди себя", сотворенная Романом Лейбовым при помощи поисковой системы Яндекс. Если вы до сих пор о ней не читали, исправляйтесь обязательно.

А вот еще совсем недавно я описывал <метод поиска книг по Джону Кейджу . Вот сейчас буду расхлебывать последствия. С величайшим, следует отметить, удовольствием.

Не знаю, сколько моих читателей опробовали на собственной шкуре эксперимент имени Джона Кейджа, но полноценный отчет я получил только один, от славной Metos (ага, той самой, которая живет поблизости от улицы Авиастроителей и имеет в связи с этим недвусмысленно возвышенные устремления). Поскольку результат получился прелюбопытнейший, вот вам ее отчет в слегка искромсаном (мною, поганцем) виде. В ее распоряжении находилась книга "Дао И-Цзин. Путь к прорицанию" , в переводе с древнекитайского и комментариями Чжоу Цзунхуа; был использован метод гадания "сянь тянь" (он заключается в том, чтобы получить номер гексаграммы путем сложения номеров года, месяца, дня; а для определения номера подвижного "яо" - еще и часа какого-то интересующего нас события, а потом деления полученной суммы на 8 или 6 для "яо").

В результате гадания были получены гексаграммы:
53 (Цзянь. Постепенность. Образ: сажать деревья на высоких горах. Символ: малое накапливается, пока не превращается в большое.)
37 (Цзя-жень. Семья. Образ: нырять в глубокое море за жемчугом. Символ: цветы превращаются в плоды.)
Ладненько, а теперь перейдем, собственно, к эксперименту:

Опыт номер1. Книжная ярмарка.
Экспериментатор: я, любимая (т.е. Metos - прим. М. Ф.).
Ассистент: один мой приятель, встреченный мною на ярмарке и пожелавший оказать посильную помощь в нелегком труде.
Вообще-то, следовало, наверное, воспользоваться "гуа-цы" гексаграммы 53, то есть объяснением по Вэнь-Вану, но мне почему-то показалось, что с образом и символом будет проще... Ага, как же. Щаз-з-з. "Нормальные герои всегда идут в обход", как говорится. Прямиком в болото.
Вооружившись образом и символом гексаграммы 53, мы с ассистентом отправились в неспешный обход ярмарки, стараясь не пропустить ни одного названия, готовясь встретить кучу книг с интересующими нас словами. Так вот: иголку в стоге сена найти проще (проверено опытным путем!).
Где-то, кажется, на третьем или четвертом заходе мною, наконец, была замечена книга, мало-мальски подходящая под описание: И. А. Карабанов, "Технология обработки древесины". Правильно, раз кто-то сажает деревья, то кто-то должен их потом обрабатывать... На пятом (кажется) обходе, мой ассистент предложил не кружить по ярмарке, а искать книги избирательно. Начиная с "криминального чтива". Дескать, там легко должно найтись слово "сажать". Хотя столь продуктивное предложение было отклонено по причине недопустимого сокращения области разброса статистики, один детектив мне на глаза все-таки попался: Дик Френсис, "Высокие ставки". Не "высокие горы", конечно, но к тому моменту я уже была согласна почти на все... Пока не вспомнила о подвижном "яо".
Прочитав соответствующий комментарий, я поняла, что не все еще потеряно и у нас есть еще один шанс: "Дикий гусь постепенно приближается к берегу. Младшему сыну - опасность. Много разговоров. Не за что винить". С "берегом" все было просто: Сергей Лукьяненко, "Холодные берега" (правда, эту вещь я читала), с "гусем" - еще проще: А. И. Рахманов, "Гуси и утки в домашнем хозяйстве. Содержание и разведение" . Немного погодя, ассистент обнаружил книгу "Язык разговоров", авторы А. Гарнер и А. Пиз .
Почему мы обошли вниманием символ гексаграммы? Да потому, что абсолютно все "малые" энциклопедии и справочники "постепенно превращались в большие". Вот только кое-что из списка "больших": "Большой энциклопедический кроссвордный словарь", "Большой справочник школьника", "Большой семейный сонник", "Большая книга магии" и т. д. и т. п. ... Если над приобретением "Большого толкового словаря русского языка" подумать, конечно, стоит, то... В общем, справедливости ради, из "больших" я не купила ничего. Зато не устояла перед одним из "малых": купила сборник стихов Мацуо Басе "Великое в малом"
. И все же результаты опыта мы сочли неудовлетворительными. Ведь главное слово: "постепенность" мы с ассистентом не нашли, как ни старались.
Выводы: Я бы еще на оптовый рынок поперлась...

Опыт номер 2. Книжный магазин.
Экспериментатор: тот же.
Ассистент № 1: тот же.
Ассистент № 2: приятель моего приятеля, встреченный нами на ярмарке и пожелавший пожертвовать своим временем во имя науки.
С десятой попытки объяснив консультанту в магазине (он, по идее, может провести компьютерный поиск по базе данных книг, имеющихся в наличии), что же нам все-таки нужно, мы получили в ответ: "Сами ищите. Здесь 19000 наименований". Так что от услуг современной техники пришлось отказаться и проводить опыт, как и раньше, вручную. Причем, используя гексаграмму 37; ее "гуа цы" мы, памятуя о прошлом опыте, пренебрегать не стали:
"Семья. Женская настойчивость - к успеху".
Начинался данный опыт столь же нервно, как и предыдущий: книг - множество, в глазах рябит.
Но уже сравнительно скоро мы обнаружили книгу Генри Миллера "Роза распятия" , (это к "цветам"), Луиза Хей, "Власть женщины" (ну чем не "женская настойчивость"?), Р. П. Кудрявец, "Плодовый сад"… Можно догадаться, что наиболее "плодовитой" оказалась фраза про цветы и плоды, в разделе "Сад. Огород"
К "глубине" мы выбрали Артура Кларка, "Большая глубина" (для тех, кто не читал). Долго подыскивали книгу под "жемчуг"... ну, разве что "Игра в бисер" Германа Гессе , до которого у меня раньше руки почему-то не доходили…
И все-таки жемчуг в этом "глубоком море" поисков я нашла: Марина Цветаева (кстати о цветах), Неизданное, "Семья: История в письмах" (под редакцией Е.Б.Коркиной). Вот.

Выводы: метод подбора книг, на мой взгляд, гораздо интереснее других, мне известных. Если, конечно, есть время, деньги и помощники.
P.S. Вопрос: почему именно эти книги, а не другие? - считать открытым...

От себя добавлю, что этот вопрос всегда должен оставаться открытым.
По крайней мере, хоть немного приоткрытым. Как форточка: чтобы свежий ветер впустить в свою жизнь.