Галерея основана в ноябре 1990 года, с 2007 года работает на территории Центра современного искусства "Винзавод".
4-й Сыромятнический переулок, дом 1, стр. 6
Галерея, открывшаяся под названием Галерея Марата Гельмана, – одна из первых в пост-советской России. Она появилась в 1990 году как непосредственная реакция на изменение статуса отечественного искусства, вышедшего из подполья. В начале 1990-х годов галерея начала работать с молодыми и начинающими художниками, которые сегодня лидируют на московской художественной сцене и представляют Россию в на крупнейших мировых форумах современного искусства:
Валерием Кошляковым,
Дмитрием Гутовым,
Александром Виноградовым и Владимиром Дубосарским,
Олегом Куликом,
Анатолием Осмоловским,
группой АЕС и
другими.
Имея с первых же дней существования характер прогрессивной институции, непосредственно участвующей в художественном процессе, галерея сохранила его и по сей день. Опыт продвижения "звезд" поколения 1990-х позволяет галерее продолжать формировать круг имен, которым суждено определить лицо российского искусства в новом столетии. Например, открытая галереей Гельмана в конце 1990-х годов новосибирская группа художников
"Синие Носы" (В.Мизин и А.Шабуров) стала самым ярким явлением российского искусства на Венецианской биеннале 2003 года.
Своевременный и точный выбор авторов, принесших успех галерее Гельмана, обусловил и ценность ее коллекции. На сегодняшний день она обладает обширным собранием произведений, представленным выставкой
"Искусство против географии" (2000-2001, с каталогом). Эта выставка экспонировалась в Русском музее в
Санкт-Петербурге и затем по художественным музеям российской провинции: во
Владивостоке,
Екатеринбурге,
Кемерово,
Красноярске,
Нижнем Новгороде,
Новосибирске,
Перми и
других. Часть коллекции Гельмана была преподнесена впоследствии в дар
Русскому музею.
Помимо регулярного показа творчества избранных художников в своих стенах, галерея Гельмана известна как организатор крупномасштабных выставок, которые проводятся в лучших выставочных и музейных пространствах столицы. В этой области известность галерее принесли такие выставки, как "
Конверсия" (ЦДХ, 1993), "
Телесное Пространство" (ЦДХ, 1995), "
Новые деньги" (Государственная Третьяковская галерея, 1996) и другие. Цель этих проектов – укоренение современного искусства в российском обществе, закрепление за новаторским творчеством статуса "авангарда" как в области эстетики, так и идеологии, а также постоянное подтверждение этого статуса. Каждая такая выставка становится информационным поводом для прессы, в первую очередь, газеты "Коммерсант", "Время новостей", "Известия", "Независимая газета", "Время МН", "Комсомольская правда", "Аргументы и факты" и др., общественно-политических еженедельников: "Еженедельный журнал", "Итоги", "Власть", а также профессиональных изданий: журнал "Искусство", "Художественный журнал", "Проект Россия", "Артхроника".
Одной из важнейших стратегий галереи является работа с молодыми художниками из Москвы и из самых далеких уголков России. Большую роль в формировании нового поколения играет информация о деятельности галереи, встроенная в контекст общемирового художественного процесса, получить которую можно благодаря постоянно обновляющемуся сайту Guelman.ru.
Своей основной задачей в просветительской деятельности галерея ставит противодействие ретроградной, псевдопатриотической идеологии и распространение демократических и прогрессивных художественных идей и тенденций. Наиболее известные проекты галереи Гельмана в этой области – "
Выбор Народа" (1994), "
Компромат" (1996) и
"Мы-Они" (2003).
Международным контактам галереи Гельмана положили достойное начало выставки культовых художников ХХ века: Йозефа Бойса и
Энди Уорхола в Москве. Сегодня галерея Гельмана переносит акцент на широкую и последовательную пропаганду российского искусства за рубежом. В 2004-2005 году планируется широкомасштабный международный проект передвижной выставки по крупнейшим скандинавским музеям "На перекрестке. Современное российское искусство из коллекции Марата Гельмана". Также галерея Гельмана является участником крупнейших международных ярмарок современного искусства, таких, как FIAC, Art Cologne, Art Basel.
Во всех рейтинговых списках организаций, связанных с современным искусством в России, базирующихся на таких показателях профессиональной работы, как список имен художников, их международная известность, уровень организации выставок и, наконец, коммерческие результаты, галерея Гельмана входит в число ведущих.