Guelman.Ru
Современное искусство в сети


Свидетель


Художник Хаим Сокол является гуманистом в эпоху, когда слово "гуманизм" лишилось позитивного смысла (после того, как использовалось в лозунгах советской эпохи типа "За гуманизм и дело мира!"). За всеми проектами художника видны четкие жизненные и социальные ценности. В российском арт-мире, вышедшем из соц-арта и концептуализма с их упором на относительность и контекстуальность всякого образа, появление такого искусства стало четким водоразделом между поколениями. Сокол принадлежит к поколению, уже утратившему жизненно необходимые в предыдущую эпоху навыки двоемыслия. И поэтому он способен создавать такие произведения, как "Бешенство". В чреве игрушечной крысы копошатся солдатики. Главным приемом искусства, обращавшегося к миру детства и военной теме, еще недавно был гротеск. Солдатики вызывают в памяти вариации на темы Гойи в инсталляции Джейка и Диноса Чепменов "Ад". Но вместо театра, как у знаменитых британцев, в работе Сокола – искренний ужас перед бессмысленностью войны, прямое послание, выстроенное по принципам символизма. И запоминается оно не хуже, чем "Апофеоз войны" Василия Верещагина.

"Бешенство" выбивается из ряда произведений, созданных художником для выставки. У других работ есть общая предыстория. Хаим Сокол обращается к личному и родовому опыту. Личный связан со стажировкой в Вене, родовой – с восприятием столицы Австрии в первую очередь через призму гонений на еврейское население в 1930-40-е годы. Ощущения художника косвенно перекликаются с высказыванием философа Теодора Адорно о нацизме и европейской культуре – знаменитой максимой о том, что писать стихи после Освенцима невозможно. Только на месте поэзии у Хаима Сокола облик современного европейского города. В физической чистоте Вены художник ощущает несовпадение с историей, а то и угрозу ей. Жизнь продолжается как ни в чем не бывало, и лишь человек, полностью включенный в контекст европейской хронологии, способен испытывать от этой чистоты "дискомфорт" (слово, использованное художником в тексте к выставке). На этом чувстве построена предыдущая выставка Сокола "Rein" ("Чисто"), прошедшая в Вене и перекликающаяся с выставкой в галерее Марата и Юлии Гельман.

На основе размышлений итальянского философа Джорджо Агамбена художник выстраивает мостик из чудовищного прошлого в "как бы" нейтральную, "никакую" современность. Лишенных прав современных гастарбайтеров он сравнивает с евреями в нацистской Германии. Эти люди не являются субъектами законодательства, но живут, по Агамбену, "голой жизнью" в новых "лагерях", невидимых структурах современных городов. Чтобы дать голос невидимому слою, Сокол использует в своих работах материалы из быта гастарбайтеров, от фонарей на стройплощадках до половых тряпок. С помощью такого материала он очеловечивает реди-мейд. Гуманизм и использование в искусстве реальных вещей сочетаются редко. У Сокола предыстория использования материала оставляет в нем след конкретной культуры (в археологическом смысле). Сокол, один из участников выставки "Русское бедное", на этот раз трактует бросовый материал политически, а не пластически. С помощью материала Сокол лишает свои произведения налета сентиментальности, появляющегося там, где мы видим просто старые вещи, найденные на помойке чемоданы, корыта, почтовые ящики и так далее.

Параллельно художник занимается проектом, скрытым от глаз зрителя. В акции "Натуральный обмен" он покупает на вырученные с интернет-аукциона своих работ деньги новую обувь для группы знакомых гастарбайтеров. Их старая обувь достается художнику. Это напоминает программу правительства Москвы по обеспечению приезжей рабсилы подержанными велосипедами, но в случае Сокола есть важное отличие: платит не бюрократ, а человек, не связанный экономическими узами с местом своей работы.

Сравнение гастарбайтеров и евреев легко оспорить. Но для художника-гуманиста оно необходимо, чтобы пойти вглубь. В современном общественном климате гастарбайтеры являются предметом опасений или ненависти миллионов. Интеллигентное меньшинство старается защищать их права. Никто не воспринимает эту массу как источник художественной – в противоположность репортажной – фактуры. В проекте "Свидетель" Сокол вытаскивает на свет фрагменты мира, который мы стараемся не замечать. Наличие темных и бесформенных пятен на социальной карте вызывает у художника тревогу. Возможно, его проект лишь способ с ней справиться. А может быть, шаг к более широкому взгляду на ситуацию.

Валентин Дьяконов




полный адрес материала : http://old.guelman.ru/gallery/moscow/4e185135ebe76/