Guelman.Ru
Современное искусство в сети


Семь библейских сцен


Арт-директор - Л. Семенова
Фотограф - Д. Преображенский
Художник - М. Джут
КОМА Дизайн - Д. Крайнов
Режиссер - Р. Мамедов

Роли исполняли:
Алексей Горячев
Николай Долуханян
Александр Зайцев
Алексей Крыкин
Дмитрий Поляков
Елена Серна
(все персонажи представлены даунами)

Меня всегда привлекало в Библии не столько этическое, сколько мистическое пространство. Думаю, что любой ответственный творческий акт во многом интуитивен. Возникновение этих произведений является очевидным визуальным знаком. Что означает возникновение этого знака именно сейчас (в самом конце II тысячелетия) станет совершенно ясно только через какое-то время.

При работе над этим проектом мне хотелось избежать кинематографического или театрального отношения к материалу, нарочно приводя все объекты к знаку. В связи с этим была сшита одна универсальная "одежда библейского персонажа", состоящая из рубахи и плаща. Важно, что один и тот же человек снимался сразу в виде нескольких героев.

Для адаптации к зрительскому сознанию использованы известные образы живописи: "Благовещение" Ван Эйка, "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи, "Поцелуй Иуды" и "Сон" Джотто, "Что есть истина" Николая Ге. Что касается "Рождества" то с ним с самого начала дело обстояло не так просто. Я долго не мог найти в истории искусства тот прототип, который не вызывал некого глубинного протеста. Постепенно я пришел к пониманию того, что не устраивает в известных "живописных стандартах" - некое отсутствие "состояния чуда". Попросту говоря, визуальный образ ребенка. Я решил, что ребенок в этой сцене может отсутствовать, чудо рождения может быть явлено состоянием Марии и Иосифа, которое не должно вызывать сомнения, что чудо произошло. Позднее я узнал, что в семьях даунов детей не бывает. Этот факт наполняет сцену рождества особым смыслом. Таким образом, философский вопрос "рождения жизни" решается здесь как чисто идеальный.

В "Благовещение" три героя: Мария, Архангел и Святой Дух в виде голубя. Хотелось объединить эту сцену не только одним актером, исполняющим обе роли, но также среди многочисленных дублей были выбраны те, в которых присутствует единый духовный порыв.

Могут возникнуть вопросы о том, почему в картине "Се человек" Иисус обнаженный. Изучая текст Нового Завета, касающийся сцены с Пилатом, я обратил внимание на ту деталь, что в определенный момент (момент переодевания в красные одежды) Христос оказывается обнаженным. Мне подумалось, что именно в этот момент, он как нельзя более иллюстрирует собой то, что называется "хомо сапиенс" однозначно и прямо, символизируя человеческую часть природы Иисуса Христа.

Работая над "Поцелуем Иуды", мне показалось, что будет закономерно эстетическим принципам решения выбрать "архитектурную пластику" персонажей. Представление Христа и Иуды одним актером в этой сцене подсказано мне Борхесом. Важным магическим знаком является также существование некого лица между профилями Христа и Иуды. Рука с ножом слева и ладонь справа композиции - определяет драматургическое состояние сцены.

В сцене "Моления о чаше" мне представилось важным наличие черного провала неба. Эта сцена является для меня символом одиночества Христа. Также это состояние мне хотелось бы утвердить и в "Тайной вечере", где я нарочно отделяю его от всех остальных персонажей.

Эта работа бы не состоялась без участия Л. Семеновой. Ибо она взяла на себя всю организационную работу по осуществлению проекта. Также благодарен всем тем, кто нам помогал.

Е. Семенов


На наш взгляд, общепринятый образ Христа в наше время стал китчевым, не вызывающим доверия и не волнующим душу.

Мы задумались о том, как мог бы выглядеть герой, имеющий эстетическое право находиться в сакральном пространстве священного писания, считая Библию "особой книгой", где действуют особые люди - иные, чем мы

Нас всегда привлекали дауны : необычные, часто обижаемые окружающими, но при этом незлобивые, чистосердечные, обладающие незаурядными способностями. В их облике стерты как национальные признаки, так и признаки расы. Они существуют как просто иные.

Каждый видит Бога по-своему. И Господь рядом с нами - это то, что будит совесть, создает критерий.

У искусства нет задачи выше и благороднее, чем пробуждать милосердие и снисходительную мягкость к другим. Мы работали над этой выставкой с открытым сердцем, любя своих героев, веря в то, что делаем доброе дело, а ведь любая вера есть не что иное, как вера в Бога.



полный адрес материала : http://old.guelman.ru/gallery/moscow/7scenes/