Марат и Юлия Гельман с дочкой Евой на выставке |
Паника. 2005. холст, масло, 200х180 |
Именем закона. 2005. Холст, масло, 200х180 |
Спорт против наркотиков. 2005. Холст, масло, 200х180 |
Барыга. 2005. Холст, масло, 200х180 |
Стрелок-монстр. 2005. Дерево, акрил, 205х76х74 |
Стрелок-заяц. Дерево, акрил, 230х136х72 |
Смотри не промажь! 2005. Объект, смешанная техника, 175x120 |
Попади в мою лунку! 2005. Объект, смешанная техника, 170x120 |
Требую адвоката! 2005. Объект, смешанная техника, 175x100 |
Спаси меня, мой герой! 2005. Объект, смешанная техника, 170x135 | Полная экспозиция | | Георгий Острецов родился в Москве в 1967 году. Закончил Театрально-художественное училище (ТХТУ) при Большом Театре, Москва.
Уже в конце 80-х годов Георгий Острецов был одним из самых ярких представителей молодого неофициального искусства. Он начинал творческую карьеру в группе «George & George» (Георгий Острецов и Георгий Литичевский)» (1985), а также с совместных выставок с художниками-нонконформистами группы «Детский сад» (1985-86).
В 1988 г. уехал в Париж, где жил и работал на протяжении 10 лет. В этот период Георгий Острецов участвует в художественных и фэшн-проектах. Так, в масках Острецова, которые впоследствии получат продолжение в проекте «Новое Правительство», фотографируются владельцы парижских галерей на церемонии, приуроченной к открытию Центра современного искусства в Париже (1996), а 1997 год отмечен сотрудничеством с Люком Бессоном.
Вскоре после возвращения в Россию Г. Острецов формулирует концепцию «Нового Правительства». НП строится по принципу взаимной анонимности (власть не видит народ «в лицо», следовательно, народу незачем видеть персонифицированную власть, - и потому члены НП всегда предстают в масках). На территории, подчиненной НП, аспекты реальной жизни - война, пропаганда, спорт - получают воплощения в художественных образах; этому посвящен и новый проект, открывающий сезон в Галерее М. Гельмана, - БЕСПРЕДЕЛ, где автор соединяет идеологию НП с эстетикой комикса.
«Жизнь «по понятиям» стала нормой поведения политиков. Человек будет искать защиту у авторитетов криминального мира скорее, чем прибегает к правосудию. Ложь становится языком чиновников, а правда оказывается уделом бандитов и «беспредельщиков». В своей работе я хочу показать, что, только обратившись к искусству, можно очистить наше сознание от криминальной зависимости и увидеть мир добра и справедливости» (Г. Острецов).
Персональные выставки Г. Острецова прошли в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург, 2000), Галерее М. Гельмана (Москва, Киев, 2004, 2003, 2002, 2000), галереях Парижа, Венеции, Лондона.
Перформансы Г. Острецова состоялись в Лондоне, Москве, Киеве. Награждение Почетным знаком Нового Правительства выдающихся граждан России проводится с 2003 года (ежегодная акция: 2003, 2004, 2005)
Произведения Г. Острецова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Москва Государственного Русского музея, Санкт-Петербург Музее Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург Музее Сновидений им. З.Фрейда, Санкт-Петербург в частных коллекциях
ПРЕСС-РЕЛИЗ
текст: Геогрий Литичевский
Понятие беспредела имеет криминальное происхождение и в своё время имело узкое специальное значение отклонения от воровского «закона». Со времени перестройки слово вошло в широкий обиход и стало синонимом крайней безответственности, вообще беспорядка и беззакония. Стало принято говорить о различных беспределах – в обиход вошли политический, юридический, финансовый, «питерский», порнографический, беспредел в спорте, в здравоохранении и многие другие беспределы. Собственно говоря, новый проект Георгия Острецова является своего рода каталогом всевозможных беспределов. Точнее, попыткой каталогизации. Задачей является не столько исчерпывающее перечисление всех форм и уровней беспредела, сколько выразительная констатация его многообразия, его проникновения во все сферы жизни общества и государства.
Тема беспредела накладывается на художественно-политологический проект Нового правительства, разрабатываемый художником на протяжении последних пяти лет. Новое правительство – это утопия искусства как активной политической силы. В данном случае – это сила порядка, сила, которая, оставаясь в пределах художественности, должна поставить предел метастазам всепроникающего беспредела. Острецов обращается к двум основным традиционным функциям искусства – отражения (или воспроизведения) и критики. Отражение беспредела, то есть хаоса и беспорядка, воспроизведение форм чего-то по определению бесформенного («бесхребетного») – дело казалось бы обреченное на неудачу. Но художник и не берётся воспроизводить какую-то конкретную форму. Он воспроизводит специфическое свойство беспредела – его соблазнительность. Эта соблазнительность, по мысли художника, заключается в кажущейся простоте (та простота, что хуже воровства), в глупости и бездумности. Отражая якобы не воспроизводимую глупость, Острецов обращается к упрощенной мультяшно-комиксной эстетике, эстетике компьютерных игр, столь соответствующей массовому самосознанию, позволяющему уводить себя в «дурную бесконечность» соблазнительного беспредела.
Инфантильно-подростковая образность дополняется при этом словесными штампами – бессмысленными англоязычными фразами, отсылающими к идее глобализованного тотального соблазна.
Попытка критического осмысления всего этого образного и словесного хаоса, если и не терпит полного поражения, то сталкивается с очевидными трудностями. Представить беспредел в виде состоявшейся картины, вместить беспредел в рамки художественного высказывания можно теоретически, просто проявив художественный произвол, то есть вставив в раму вырванный из беспредельной бездны образный материал. Тем самым осуществить идею, идущую от Деррида, и ещё ранее, Канта, того, что всё вставленное в раму является искусством. Но сопротивление беспредела и хаоса искусству и порядку рождает коллизию, приводящую к плавлению и спиралевидному (уводящему в черную дыру) завихрению обрамления картины. Причудливым образом деформированные оригинальные пластмассовые рамы оказываются вовсе не носителями функций картинности, а выступают агентами всё того же беспредела. Но борьба Нового Правительства со всеобщим беспределом не заканчивается. Экспозиционное пространство организовано таким образом, что зритель оказывается в некоем игровом поле со своеобразными мишенями, и ему как бы предлагается принять участие в перестрелке между силами художественного порядка и хаоса. Проект приобретает интерактивный аспект – как и полагается в современном искусстве, зритель становится реальным соучастником творческого процесса. А как же иначе?
С беспределом можно разобраться только сообща. Давайте, все навалимся! Долой беспредел! Все выбираем Новое правительство!!
|