19.10.2019 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English


























Видео на коленке. Ретроспектива фильмов 1999 - 2009


Синие носы

5 - 31 октября 2010 Большое винохранилище, Винзавод

Большое винохранилище, Винзавод


Со-организаторы:
Галерея М&Ю Гельман
Центр современного искусства ВИНЗАВОД

Суть нашей видеопрограммы такова.
Мы – художники. Занимаемся так называемым "современным искусством".

Термин этот условен. "Современное искусство" ничем от просто "искусства" не отличается. Только тем, что начало использовать виды и технологии, появившиеся за рубежом в XX веке (фото, видео, акции, инсталляции). Стало мультимедийным по форме (то бишь "многотехнологичным") и исследовательским по содержанию. Если раньше было важно, кто ты – "график", "скульптор" или "живописец", то сейчас ты должен владеть разными технологиями. Или даже использовать наёмных рабочих. Важнее, что ты хочешь сказать.

С этим тоже всё просто. "Искусство" отличается от "дизайна" сверхзадачей. Это не украшение интерьера, но исследовательская практика. Часть познавательной деятельности. Художник окунается с головой в телевизор, коллективное бессознательное, культурные традиции или жизнь социальных низов и пытается хоть что-то понять и метафорически выразить. Или сделать вид.

Предмет нашего исследования таков.
В России "современное искусство" возникло как элитарный проект, ориентированный на экспорт и никак не связанный с традиционной и массовой культурами. Непонятный никому вне узкого профессионального сообщества. Как сфера развлечения советской "западнической" интеллигенции, а потом – местной "компрадорской буржуазии". Возможно ли расширить круг его адресатов? Возможно ли вывести более демократичный гибрид, адаптированный к условиям окружающей среды? Искусство, воспринимаемое не только на международных выставках, но и у себя дома. Не только интеллектуалами, но и обывателями. Задача архиважная.

В результате мы создали более популистский, "народнический" вид современного искусства. Или "очень современного" (по выражению критика Е. Дёготь). Низкотехнологичного по форме и остро социального по содержанию. И с неизменным успехом апробировали его на многих выставках, никому не отказывая. На выставки с маленьким бюджетом (куда не зовут художников, чтобы они монтировали свои шедевры на месте) снимали видеоработы. Элементарно: посылаешь диск – там его вставляют в проигрыватель и проецируют на любую стенку.

"Видеоарт" тоже пришлось изобретать заново.
До этого видеоискусство было длинным, нудным и неинтересным даже специалистам. Мы недолго думали, в какую сторону его перенаправить. Соревноваться с голливудскими боевиками по числу спецэффектов сочли бессмысленным. И изобрели способ производства "видеарта" почти без монтажа. А порой даже без видеокамеры ("Устное кино").

Свой метод делать "видео на коленке" преподавали в разных институциях и институтах. В российской глубинке (в Новосибирске, Новокузнецке, Кемерово, Санкт-Петербурге и др. городах) и за рубежом (в Швейцарии, Франции и Норвегии). Таким же макаром снимали милицейские сериалы, а также рекламу, заказанную водкой "Абсолют", сумками "Шанель" и заводом "Сваровски". Опирались на интернет-фольклор – ролики, размещаемые на "Ютубе" и "Рамблер-видео".

Теперь переходим к содержанию.
Здесь мы тоже нашли опору в местных традициях. "Абстрактного минимализма" и без нас хватает. Он и в Челси навевает тоску. Что у нас за спиной уникального имеется? Отечественная традиция гласит: "поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан". Со времен критического реализма, "передвижников" (далее везде) русское искусство было социально ориентированным и общественно значимым. Общением с обществом. "Проводником актуальных социальных идей" (Л. Толстой).

Только "современное искусство" про то позабыло.
Парадокс: в то время как за рубежом художники старались дистанцироваться от "общества потребления", наши всеми фибрами души стремятся туда влиться. Изготовить что-нибудь большое и блестящее, чтоб какой-нибудь житель Рублёвки купил и у себя в бассейне повесил. За рубежом весь "контемпораре-арт" – "левый", а у нас прямо наоборот.

Исключения, конечно, имеются. Однако, отечественные варианты "левого" современного искусства – "левые" по содержанию, но не по форме. Никто за пределами собственной тусовки не в силах разобраться в них. Этим они невыгодно отличаются, например, от фильма С. Эйзенштейна "Броненосец Потемкин". В чём его величие? В авангардной форме – ответят кинолюбители и будут неправы. Стоит пересмотреть фильм, и вы увидите, что формализма там нет и впомине. Из монтажных аттракционов – лишь один (с поднимающими голову львами). А в остальном наоборот – простота формы и ясность изложения идеи. Хоть сейчас на заводах показывай!

В общем, у нас всё чаще просили видео для выставок, посвящённых политическим проблемам. Войне в Ираке. Выборам Медведева. "Лихим 1990-м". Отношениям России и Польши. Или отчего мурманскому флоту выгоднее в Норвегии стоять. Часть из них мы покажем на этот раз.

Заодно представим наш рецепт, каким должен быть "социально близкий" соотечественникам видеоарт.
Он таков. Демократизм формы: наше ноу-хау – не хай-тек, а тяп-ляп! Социальная актуальность: утром в газете, вечером в видеоарте или лайтбоксе! Популизм содержания: чтоб было интересно и пионерам, и пенсионерам. Главное – ясность и простота изложения смысла. Ибо если твой "мессидж" не достигает адресата – то это не "мессидж", а пшик себе под нос!

Данная выставка преставляет видеоретроспективу "Синих носов". На ней представлены почти все фильмы, снятые нами за прошедшее десятилетие – от первых опытов до работ наших учеников.





















Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2019 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования