Guelman.Ru
Современное искусство в сети


Русские Будды


Предыстория сего проекта такова. Прошлым летом я оказался на пленэре в Непале, единственном в мире индуистском королевстве, где - помимо прочего - расположены половина высочайших на планете вершин, а также место рождения Будды.

Выходишь на улочку в экзотический гвалт и тарарам этаким индианой-джонсом или даже джеймс-бондом. Отовсюду - пестрота флагов и многоцветье ковров. Со всех сторон либо зазывалы голосят, либо - наоборот - молча бронзовые будды с татхагатами улыбаются. За ними в очередь: велорикши, монахи-ламы, заклинатели змей, бродячие торговцы бусами, сандаловыми шахматами и тигровым бальзамом. Пара больных полимиелитом бегает на четвереньках за туристами, пытаясь что-либо оттяпать.

От нахлынувших впечатлений я долго не мог сообразить, чем "современному художнику" на пленэре заняться? Как отчитаться за культурный обмен?.. Кругом - жара и благодать. Тянет предаться разлитой вокруг неге и ничего сверхъестественного не предпринимать. Примеров для подражания сколько угодно - прохожие повсеместно на улицах спят. Под каждым священным древом (старше 100 лет) - лежанки. Молодняк здесь свиданки назначает, старички "Kathmandu Post" читают, обезьяны воруют у туристов мыльницы, которые потом сносят на базар, где обменивают на бананы. Так я и делал: по пути в Лумбини, на родину этого-самого Будды, ложился посреди местной экзотики - в иконографической позе основателя древнейшей из мировых религий, отошедшего в паринирвану - и фотографировался на память. Опять же понятный жанр: памятные фото на фоне туристских красот, почти реди-мейд.

Моими ассистентами были: Т. Баданина, Д. Брюханова, Н. Горюнова, А. Пономарев, И. Б. Порто, Е. Цветаева.

В продолжение сего недавно - в связи с разрушением талибами двух древнейших статуй Будды -мне предложили сделать какой-то проект для выставки, призванной сей вандализм компенсировать. Сначала я снова не мог понять, чего тут соорудить, ибо плодить новые буддоизображения не очень-то хотелось. Сам я не сторонник какого-либо иконопочитания или низкопоклонства, тем более, что этот-самый Будда призывал своих единомышленников не поклоняться мертвым истуканам и не доверяться ложным авторитетам. Говорил: живите своим умом, будьте сами себе светильниками! (самое известное его изречение). Сами становитесь пробужденными существами.

Вот я и подумал: чем производить новых идолов, лучше собрать портреты своих знакомых. А еще лучше - предложить им запечатлеться в позе окончательно осчастливленного родоначальника буддизма, лежа на улицах, а потом презентовать ее российскому представительству в Лумбини. Посредничество наш культурный центр в Катманду окажет.

Вовлечь в свою затею я собираюсь всех родственников, знакомых, друзей и приятелей (которых надлежит упомянуть в пригласительных билетах- "при участии"), нижне-новгородцев, самарцев, мн. др., всех, кто сам вызовется. Иногородние друзья могут прислать свои лежащие фото по почте.

Данная метода - придумывание массовых развлечений для тех, кто не прочь тебе подыграть, неоднократно мной применялась и ранее. В том я следую взглядам Л. Толстого, декларировавшего, что художник должен жить жизнью "простых людей", среди них плодить и распространять свои творения. Цель худ. практики - не в репликах на далекие от нас общественно-политические казусы, но в устройстве близких отношений с незнакомыми тебе доселе людьми, упорядочивании и улучшении собственной жизни. Все эти примитивные, казалось бы, приемы -эффектны бурным выражением чувств, непосредственными реакциями как случайных зрителей, так и ошарашенных неожиданным предложением участников. Подвергаешь человека испытанию, предлагая преступить некоторые условности, он расслабляется и получает удовольствие. Часть из предполагаемых соучастников, понятно, откажется ложиться на тротуар - особо насиловать их не нужно, как, собственно, и в любой другой сфере деятельности.

Рекламные выгоды: с одной стороны, пока ты фотографируешь своих знакомцев после выставок-презентаций, они сами разносят весть о твоем проекте, с другой - будучи вовлеченными, не могут к нему холодно отнестись.

Кстати сказать, в ваджраяне (тибетском буддизме), декларирующем своим приверженцам возможность стать буддой уже в этой жизни, есть метод "визуализации", когда желающий проявить в себе "природу Будды" садится перед его статуей в такую же позу и воображает себя в его облике. Глядишь, вскоре они и наш, более действенный метод переймут.



полный адрес материала : http://old.guelman.ru/gallery/moscow/buddy/