6.12.2019 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English


























Коммунистическая партия США


Евгений Фикс

24 мая -24 июня 2007 года

Галерея Гельмана на Полянке


КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ США


Евгений Фикс родился в Москве в 1972 году, с 1994 года живет и работает в Нью-Йорке. В его произведениях акцентируется критический подход к постсоветским стратегиям идентичности. Отправной пункт для многих проектов Е. Фикса – исторический контекст (Россия в XX веке, советско-американские отношения, наследие коммунизма на Западе в наше время), продолженный с помощью аналитической, концептуальной или интервенционистской тактик.

Выставка "Коммунистическая партия США" представит портреты действительных членов Американской коммунистической партии, написанные Е. Фиксом с натуры в Национальном штабе Партии в Нью-Йорке в 2006-2007 гг. Портреты снабжены комментарием в виде блиц интервью и биографий моделей Е.Фикса. Также на выставке можно ознакомиться с последним изданием (2005 г.) Программы Коммунистической партии США и принадлежащей художнику коллекцией книг по истории американского коммунизма.

"Мое намерение – информировать. На портретах изображены люди, живущие в современных нам Соединенных Штатах и идентифицирующие себя с коммунистической идеей. Мой проект утверждает тот факт, что в США XXI века существуют коммунисты. Как этот факт соотносится с постсоветским сюжетом, как объясняется? Коммунизм мертв в Восточной Европе, но Абдул, Шелтриз, Дэн и другие люди, изображенные на портретах, – живые и мыслящие нью-йоркцы, наши с вами современники. Именно в этом контексте провозглашенной всеми смерти коммунистической идеи мне интересно сконцентрировать внимание на сегодняшних коммунистах Америки".

_____

На открытии выставки будет присутствовать Председатель Коммунистической партии США Сэм Вэбб (Sam Webb).

_____


Почему я пишу портреты американских коммунистов?
Евгений Фикс

Мне неоднократно задавали вопрос, почему я пишу портреты американских коммунистов сейчас, в 2006 году. Те, кто меня об этом спрашивали, включая членов художественного сообщества (большинство из которых придерживаются левых взглядов), отмечали, что обращение к коммунистической тематике таит в себе скрытые опасности и "новым левым" следует продолжать отмежевываться от темного прошлого коммунизма, не говоря уже о нынешней Коммунистической партии США, которая воспринимается многими как живой труп.

Тот факт, что мои произведения посвящены современным коммунистам и выполнены в реалистической манере, был интерпретирован моими критиками либо как радикальный и безответственный жест поддержки ужасов коммунизма, либо как вид "греховной" ностальгии по утопии.

Мои критики, казалось, были раздосадованы тем, что американские коммунисты предстали на моих картинах "слишком человеческими" и "слишком буднично одетыми", а также тем, что я рисовал с натуры, без тени иронии и деконструкции, принятой в обращении к данной теме в прогрессивном российском искусстве с начала 1970х годов.

Как бы то ни было, среди различных реакций зрителей этого проекта, моим любимым остается серьезный и одновременно наивный вопрос "А Вы сами – коммунист?". Вопрос, мгновенно отсылающий меня назад в далекую от ныне воюющей с терроризмом Америки – в эпоху Холодной войны.

Я хотел бы попытаться опровергнуть часть, из этих претензий и принять другую часть, и, возможно, дать основание для целого нового ряда обвинений.

Первые мои контакты с Коммунистической партией США состоялись осенью 2005 года, когда я посетил Национальный штаб Коммунистической партией США на Вест 23 Стрит в Нью-Йорке. Партия занимала четыре этажа в 6-этажном здании. Как выяснилось позднее, остальная часть здания, находящегося в собственности Партии, сдается, в том числе и магазину товаров для художников на первом этаже. Штаб партии несильно отличался от других бизнес-офисов, в которых я был здесь в США. Это был довольно скромный офис, разделенный на небольшие кабинеты, где стояли столы, компьютеры, телефоны, рядом с ними находились фотографии любимых и членов семьи и т.д. Невозможно было бы догадаться, что это офис Коммунистической парии, если бы со стен почти каждого кабинета не смотрели бы портреты Ленина и Маркса.

Атмосфера в офисе была естественной, рутинной, "привычно деловой". Первый, кого я там встретил, был Джарвис Тайнер (Jarvis Tyner), исполнительный Вице-председатель Коммунистической партии США, пожилой афро-американец, состоящий в партии около 40 лет, правая рука Гэса Хола (Gus Hall). Верьте или нет, он дал мне свою визитную карточку. Она ничем не отличалась от любой деловой визитки, только вместо логотипа был серп и молот.

Рассматривая этот атрибут капиталистической экономики – визитку, я не мог отделаться от смутного чувства, что Компартия США превратилась в очередную некоммерческую организацию, обзавелась офисом, визитками, Интернет адресом на.org, и пр. У меня было ощущение, что я оказался свидетелем так называемого "пост-советского состояния" на Вест 23 Стрит в Манхэттене.

Я вырос в СССР в 1970-1980-х годах, и навеки соединен с историей коммунизма, нравится мне это или нет. Эти взаимоотношения непросты, не лишены травмы, скорби, отрицания и отречения. Именно потому, что я два десятка лет прожил при реальном социализме, у меня выработалось стойкое неприятие как коммунистической идеологии, так и социализма на практике, и такая позиция – не редкость для большинства думающих и ответственных (пост) советских субъектов. В отношении современной политической сцены Америки мои предпочтения лежат лишь слегка влево от Демократической партии. Меня интересует не коммунистическая идеология, но ее историческое и персональное измерения, чтобы критически осмыслить как советскую историю, так и пост-советское настоящее.

Мои модели к данным портретам – действительные члены Коммунистической партии США – изображены в будничных интерьерах и повседневной одежде. Я стремился отойти от стилистики как социалистического реализма, так и соц-арта, несмотря на то, что жанр "портрета коммуниста" неизбежно вызывает отсылку к обоим этим направлениям. Работы также проблематизируют исторические взаимоотношения художественного средства живописи и риторик как социалистического реализма, так и соц-арта, поскольку живопись, безусловно, являлась наиболее характерным языком для обоих направлений. Я должен был использовать их же средство.

Мое намерение – информировать. На портретах изображены люди, живущие в современных нам Соединенных Штатах и идентифицирующие себя с коммунистической идеей. Мой проект утверждает тот факт, что в Америке XXI века есть коммунисты. Феномен существования коммунистов в США, образцовой стране развитого капитализма, через 15 лет после крушения социалистического блока непросто понять постсоветскому человеку. Чем объяснить факт существования сторонников коммунистической идеи в Америке в наше время? Коммунизм мертв в Восточной Европе, но Абдул, Шелтриз, Дэн и другие люди, изображенные на портретах, – живые и думающие нью-йоркцы, наши с вами современники. Именно в контексте провозглашенной всеми смерти коммунистической идеи мне интересно сконцентрировать внимание на сегодняшних коммунистах Америки. Именно это противоречие между распространенным убеждением, что коммунизм умер, и ощущением жизни, исходящим от людей, которых я рисовал, сбивает с толку.

Таким образом, мой проект – о том, что значит писать портрет американского коммуниста в Нью-Йорке сейчас, в 2006 году. И принципиально важным вопросом становится – какой подход возможен при портретировании современного западного коммуниста? С какой политической, идеологической, эстетической, личной или другой позиции можно подойти к этой задаче? Предоставляет ли нам современность возможность обратиться к коммунизму с чем-то большим, нежели заранее заданные позиции приятия, критики или вне-идеологического нейтралитета? Есть ли им альтернативы?

Я не взялся бы за этот проект в 70-х или 80-х – тогда, когда политическое будущее коммунизма было весьма неопределенным. В то время я наверняка бы примкнул бы к Комару и Меламиду и другим художникам соц-арта. И я, безусловно, восхищаюсь тем, что они делали! Даже в наше время непросто избежать ловушки соц-арта и не изобразить американских коммунистов в стилистике советского парадного портрета – с низкого "героического" ракурса, больше человеческого роста, с людскими массами на заднем плане – и тем самым не избежать насмешки и
иронического подхода. Тем не менее, теперь, когда кончина коммунизма не может быть более очевидной, тактика соц-арта менее актуальна при обращении к данной теме. Подход наблюдателя (по крайней мере в отношении стратегий репрезентации) кажется сейчас более уместным и критическим, нежели деконструкция. После того, как я начал персонально общаться с членами Коммунистической партии США, я окончательно утвердился в мысли рисовать их прямо с натуры – как наблюдатель.

Действительно, эти работы не выражают никакого отношения к идеологиям ХХ века, но в них нет равнодушия к изображенным людям. Я не солидарен и не критикую политические убеждения моих моделей. Они интересны мне как личности. Этот проект – о политике и повседневности Запада, о тривиальном человеке в США – пусть даже человеке с коммунистическими убеждениями. Это портреты отдельных индивидуумов, американцев, которые – так случилось – являются коммунистами.

Я не разделяю целей американских коммунистов, но я сочувствую и сопереживаю им как людям, находящимся в тисках наследия "невероятного" ХХ века. Эта эмпатия – косвенная проекция ощущения моей собственной (как постсоветского человека) вины и ответственности, если угодно, за советскую историю. Западные коммунисты являются неотъемлемой частью нашей советской истории. Именно мы зародили в них надежду, затем неверно информировали, а потом и предали их. Как бы то ни было, в моем призыве к принятию подобной ответственности есть элемент рациональной личной заинтересованности. Я рассматриваю подобную ответственность постсоветского человека за западный коммунизм (его прошлое и настоящее) как необходимый этап в преодолении последствий травмы советской истории и постсоветского настоящего.

Я попытался описать "вымысел", которым является американский коммунизм в 2006 году. На портретах изображены люди на своем рабочем месте. Члены Коммунистической партии США изображены в офисах, а не на улицах, где в былые времена происходила революционная борьба. Типичный образ сегодняшнего американского коммуниста – это сидящий в офисе, за столом, перед компьютером человек. Это отдельные индивидуумы, а не коллектив; и они работают в организации, зовущейся "Коммунистическая партия США".





















Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2019 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования