28.03.2024 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English


























Старый Новый


Диана Мачулина

Открытие выставки 14 сентября, 20:00

Галерея М&Ю Гельман на Винзаводе


В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ГАЛЕРЕЯ ЗАКРЫТА
НА РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ.
Предположительное время открытия
выставки – 17 октября.
Пожалуйста, уточняйте дату по телефонам галереи:
(495) 2281159 и (495) 2281339.


***

Времени – нет!

Это была всего лишь маленькая обыкновенная муха
с серыми крыльями. Только всего и ничего более.
Но не раз она доставила мне приятную минуту,
пока она жила.
Кнут Гамсун


Серия Дианы Мачулиной из больших многометровых картин под общим названием "Старый Новый" в самом деле не совсем нова. Покладистый столичный любитель современного искусства в этом году уже видел несколько работ из нее и в проекте Яры Бубновой "История в настоящем времени" в рамках 2-й Московской биеннале, и на выставке "Соц-Арт. Политическое искусство в России" в Государственной Третьяковской галерее, и на каникулярной летней экспозиции в самой Галерее Гельмана.
Однако все девять холстов сейчас впервые показываются вместе, вне постороннего контекста, в котором им отводились функции то почетного российского делегата на смотре искусства из Восточной Европы, то продолжателя шутовских традиций советского андеграунда, то декларации о намерениях одной из самых известных галерей. В то время как серия Мачулиной является абсолютно самодостаточным масштабным – хотя бы по формату – высказыванием, в котором равнозначимыми являются и форма (цвет, композиция, цитатная иконография каждой из картин), и содержание (экзистенциальный философический посыл, чуждый географических, политических или арт-рыночных забот). Это вневременное и не имеющее региональной прописки классическое единство технической проработанности и семантической насыщенности отсылает "новый" проект Дианы Мачулиной к "старой" художественной традиции, непривычной в стенах "актуальной" галереи.

К тому же у этой "остросюжетной" жанровой живописи есть парадоксальный на первый взгляд, но непосредственный меланхолический предшественник в Большом Времени – голландский барочный натюрморт с постоянной темой Vanitas (тщетность, суетность всего земного) и строгой кальвинистской чувствительностью. Вьющаяся кожура полуочищенного лимона на картинах Хеды, Калфа или Класа легко рифмуется с полоской клейкой мухоловки, оказавшейся сквозным "персонажем" серии Мачулиной. На ее полотнах золотая лента, ставшая последним пристанищем для вездесущих "источников заразы", заменяет то бантики в волосах ангелической девчушки, то серпантин на елке, то финишную ленточку рекордсменки-бегуньи, то информационную ленту телекса. И так же, как у голландцев, символизирует бессмысленность всего того, к чему стремятся с мушиной проворностью суматошливые человеки и что все равно унесет в своем стремленьи державинская "река времен". Порочная, бессмысленная, тщетная жажда Нового – бога современности, принимающего обличья спортивного рекорда, журналистского "актуального репортажа", бесконечного российского праздника с 1-го по 13-е января (отсюда буквальный смысл названия проекта), вернисажа, свадьбы, модного дефиле – и стала предметом изображения у Мачулиной. Молодой художник с какой-то нездешней умудренной отстраненностью взирает на окружающий суетный мир, напоминающий ей хаотическое копошение насекомых. Банку с пауками, мушиную возню. Аллегорические, старательно написанные холсты будто бы пришли из другого времени. Точнее, они вообще своим мизантропическим пафосом отвергают все темпоральные категории.

Ars longa, vita brevis est. Диана Мачулина, судя по всему, очень любит искусство, но скептически относится к жизни. За исключением жизни мух, поскольку та уже закончилась на клейкой яркой ленте. И может стать предметом эстетического восхищения. И темой для большой живописной серии.

Федор Ромер


***


"Старый Новый"


Монументальная живописная серия Дианы Мачулиной может быть названа нигилистической. Художница сравнивает людей с мухами, а все человеческие надежды и общепринятые поводы для радости – с липкой лентой для насекомых, янтарной и сладкой с виду, но при прикосновении склеивающей пальцы и приносящей смерть маленьким существам. Люди всегда стремятся к новому, как к предположительно лучшему, липнут на него, как мухи на ленты с клейкой приманкой. Новое неизбежно устаревает, и вешают новую приманку для новых жертв. Но увеличение количества не означает перемен в качественном плане. Год за годом, поколение за поколением, открытие за открытием, а мы повторяем те же ошибки. Пассивное наслаждение жизнью ведет прямиком к смерти, парализуя способность противостоять забвению.

Оксюморонное название этой живописной серии происходит от чисто российского праздника "Старый новый год", который справляют через 2 недели после обычного нового, общего с другими странами. Появился он в связи со сменой юлианского календаря на грегорианский.

Все с надеждой ждут нового года, думая, что жизнь изменится в лучшую сторону. Однако надежда успевает состариться всего лишь за две недели и оживает только к следующему году. То, что новый год оказалось возможным перенести указом с одной даты на другую, означает, что на самом деле назначенное свидание с переменами недействительно. От наступления определенного дня в календаре ничего не меняется, что летом, что зимой история течет неизменно. В первой картине елка украшена вместо праздничных золотых лент клейкими лентами для мух.

Однако наши ожидания обманывает не только календарь. Мы верим, что дети – наше будущее. Однако в будущем они в большинстве случаев повторяют прошлое родителей.
Вторая картина – улыбающаяся девочка. Бантики в ее волосах – из той же клейкой ленты для мух.

Спортсменка, пришедшая к финишу первой, торжествующе раскинула руки и широко улыбается. Но мимка и поза ее – двойственны. Улыбку можно расценить как гримасу страдания, разведенные в сторону руки увидеть как прикованные к невидимому кресту неизбежности осознания того, что каждый человек рано или поздно приходит к финишу своей жизни. Любой рекорд может быть побит и забыт.

Редакция газеты с извивающейся лентой стен-перегородок, испещренная черными точками фигурок сотрудников в черных костюмах: двое у телекса получают ленту новостей: сочтенные ненужными сразу же отправляются в мусорную корзину, важные и необходимые отправятся в нее на следующий день. Люди жадно читают газеты, но никакие новости не меняют их жизни. Черные буковки мельтешат перед глазами так же бессмысленно, как рой мух над отбросами.

Может быть, если природа человека неизменна, то победить рефрен истории смогут открытия в науке и технологии. Однако любые новые средства используются в соответствии со старыми, не всегда благородными целями именно в силу неизменности человеческой природы. На картине – торжественное открытие. Церемония перерезания ленточки испорчена тем, что лента все та же – клейкая ловушка для мух.

В попытке достижения света мухи упорно бьются головой о стекло. Но люди – существа более высокого уровня сознания, и должны бы понять, что свет надо искать в своей голове. Счастье не наступит вместе с красным днем календаря, медалью или новыми технологиями. Чтобы новое появлялось реально, обновления не стоит ждать снаружи, как подарка от судьбы, общества или науки, человек должен менять что-то внутри себя.



















Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2024 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования