| Александр Гнилицкий - одна из центральных фигур современного украинского искусства. Наравне с Савадовым и Сенченко, Голосием, Ройтбрудом, он является одним из классиков «Южнорусской волны», привнесенной в 1990-х в Москву Галереей М. Гельмана. Гнилицкий работает в разнообразных техниках и жанрах, - графике (проект «Ценные бумаги» в Галерее М. Гельмана в Киеве, 2003), арт-виджеинг (проект в рамках Институции нестабильных мыслей, председателем которой он является, на выставке «Цифровая Россия вместе с Sony», ЦДХ, 2003), кинетическая скульптура, «growing art», фотография.
Нынешняя выставка возвращает Гнилицкого к монументальной живописи и представляет новые работы 2004-2005 гг.: гигантские холсты, где в непривычном ракурсе (нижняя точка, «взгляд от пола») изображены переросшие себя - и в функции, и в масштабе - бытовые предметы.
Выставка входит в параллельную программу I Московской биеннале современного искусства.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ:
...Каждый дизайнер должен отметиться, сделав стул (это как посадить дерево). Каждый волен выбирать для себя «обязательную программу», равно как каждый пробует быть саморефлективным. В данном случае, «обязательная программа» - это работа над образами предметов либо неоднократно воспетых и «допетых до дыр», либо забытых предметов в попытке найти такие, которые либо несут в себе сантимент ушедшего времени и уже сошедших со сцены жизней и быта.
Поиск сюжетов связан для художника прежде всего с поиском внутреннего разрешения заняться живописью («Предметик, предметик, можно я тебя нарисую», - «А зачем, я некрасивый» - «Нет, ты сам не знаешь, какой ты красивый и нужный»). Вопрос «зачем и кому это надо?» совершенно реально встает перед творящим, парализуя дивжения руки или становясь вязким щитом на пути к чистому холсту.
Эти работы роднит с поп-артом «иконизация» предмета. Но способ иконизации здесь иной: в попарте нет личного, - есть только социальное. А здесь - личный, специальный и частный взгляд.
Зомби с кладбища поп-арта. Обезличенные повседневностью предметы встают в своих гигантских изображениях в романтической рекламе самих себя. Авторские биллборды.
Если научился открывать пиво зажигалкой, то ключ, сделанный когда-то, специально уже и не нужен? Тем более что его уже такового в магазинах и не найдешь, - тем более в Европе... Немцы, которые видят это изображение, думают, что это сломанный серп и молот. Хотя я сам его рисовал потому, что он мне напоминал мечеть или минарет.
А «евробутылку», которая стоила в пунктах приема 12 коп., они (немцы) тоже узнают как свою - «О, августинер!»
Живопись должна быть просто красивой - как блондинка, но она (живопись), как и блондинка, вечно мучается проблемой быть не только красивой, но еще и умной. В голове вертится вечное «без контекста ты букашка...», правда, его, этого самого контекста, почитай, уже никакого не осталось.
Александр Гнилицкий
АЛЕКСАНДР ГНИЛИЦКИЙ
Родился в 1961 году в Харькове, Украина Живет и работает в Киеве (Украина) и Мюнхене (Германия).
1996 Со-основатель общественной организации «Институция нестабильных мыслей» (Киев) 2000 - 2002 художник кино (Мюнхен, Германия)
Образование: 1981 - 1987 Кафедра монументальной живописи, Украинская государственная академия искусства (Киев, Украина); 1976 - 1980 Кафедра театральной декорации, Художественное училище (Харьков, Украина) Персональные выставки: 2003 Ценные бумаги, Галерея М. Гельмана в Киеве (Украина) 1999 Гнилицкий, Галерея Карас (Киев, Украина); 1998 Вещь в себе, Выставочный зал ЦСИ в НаУКМА (Киев, Украина); 1994 Dairy maid, Szuper Gallery (Мюнхен, Германия); 1991 По плану, совместно с Сергеем Ануфриевым, Галерея 1.0. (Москва);
Групповые выставки: 2004 Fresh, Галерея М. Гельмана в Киеве (Украина); Прощай, оружие, Музей современного искусства Пинчука, Арсенал (Киев, Украина); Век Романтизма, Галерея Украинского Союза Художников (Киев, Украина); 2003 Цифровая Россия вместе с Sony, Центральный дом художника (Москва); Первая коллекция, Галерея Украинского Союза Художников (Киев, Украина); Век Романтизма, Дом искусства, Львов, Украина; Donumenta, Украинский арт-фестиваль, Ost Deutsche Gallery, (Regensburg, Germany); Ожидание Кармапы, Галерея L-art (Киев, Украина); Мы - они, специальный проект для ярмарки «Арт-Москва», ЦДХ (Москва); Новая украинская живопись, Галерея Риджина (Москва); 2002 Intersection, международный видео-фестиваль (Erdene Zuu, Ulan Bator, Монголия); Georgia: from/to, ГЦСИ / Зверевский центр (Москва); Арт-Манеж, Москва; Когда я был маленьким, я был Махатма..., Галерея Украинского Союза Художников (Киев, Украина); Бибиков Бульвар, Галерея ‘Soviart’ (Киев, Украина); За порогом, Арт-Москва, ЦДХ (Москва); Убийственная красота, Галерея Украинского Союза Художников (Киев, Украина); 2001 Iskusstwo 2000, New Art from Moscow, St. Petersburg and Kiev, City Gallery (Rosenheim, Germany); Благородно только непонимание о своем собственном непонимании, Галерея Украинского Союза Художников (Киев, Украина); Play, Международный киевский фестиваль видео-арта (Киев, Украина); 2000 Alter Natura, Международный киевский фестиваль видео-арта (Киев, Украина); Интервалы / Intervals, Государственный художественный музей (Киев, Украина); Hehie Onstad Kunstsenter (Oslo, Norway); Две стороны, Выставочный зал ЦСИ в НаУКМА (Киев, Украина); Новые направления, Галерея Украинского Союза Художников (Киев, Украина); Номинальная стоимость, Украинская финансовая биржа (Киев, Украина);
1999 und ab die Post..., Postfuramt (Berlin, Germany); When the Screens Thin Down, Passage de Retz (Paris, France); Мираж, Выставочный зал ЦСИ в НаУКМА (Киев, Украина); Экранная версия, Галерея Украинского Союза Художников (Киев, Украина); Пинакотека, Международный арт-фестиваль, Культурный центр «Украинский дом» (Киев, Украина); Future is Now (украинское искусство 90-х), Museum for Contemporary Art (Zagreb, Croatia); 1998 I am you, Prora (Ruegen, Germany); Крымский проект II, Ливадийский дворец (Киев, Украина); InterMedia, Выставочный зал ЦСИ в НаУКМА (Киев, Украина); Accommodation, Галерея ‘At Jesuits’ (Poznan, Poland); HumanNature, Konsthall (Norrtaelje, Sweden); День в жизни, Выставочный зал ЦСИ в НаУКМА (Киев, Украина); 1997 Симптоматическая анонимность, Галерея Центра Сороса в НаУКМА (Киев, Украина); Фото...синтез, Галерея Украинского Союза Художников (Киев, Украина); Парниковый аффект, Галерея Центра Сороса в НаУКМА (Киев, Украина); 1996 TrancePort, or the Flying Dutchman, Одесса, Украина; В семейный альбом, арт-галерея НаУКМА (Киев, Украина); 1995 Bred in the Bone, Галерея Центра Сороса в НаУКМА (Киев, Украина); Черно-белый, Центр современного искусства ‘Брама,’ (Киев, Украина); Барбарос, Галерея Украинского Союза Художников (Киев, Украина); 1994 Экспансия культурной революции, Культурный центр «Украинский дом» (Киев, Украина); Art Impressions, Галерея ‘Алипий’, Культурный центр «Украинский дом» (Киев, Украина); Свободная зона, Музей изящных искусств (Odessa, Ukraine); Алхимическая капитуляция, военный корабль ‘Славутич’ (Севастополь, Украина); 1993 Angels over Ukraine, Gallery 369 (Edinburgh, Scotland); 1992 New Works of Kiev Artists, ‘Astoria’ Gallery (Helsinki, Finland); Штиль, Галерея Украинского Союза Художников (Киев, Украина); 1991 Postaneasthesia, ‘Kuenstlerwerstaetten Lothringerstrasse’ (Munich, Germany); Dialogue with Kiev, Villa Stuck (Munich, Germany); Художники Парижской коммуны, Галерея Украинского Союза Художников (Киев, Украина); 1990 Вавилон, Дворец Молодежи (Москва); Новые фигурации, Музей Литературы (Odessa, Ukraine); АРТ-МИФ, Манеж (Москва); 1989 Between Postmodernism and Avant-Garde (Warsaw, Poland); Республиканская выставка молодых художников, Галерея Украинского Союза Художников (Киев, Украина); 1988 Киев-Таллин, Политехнический институт (Киев, Украина); Мир, события, человек, Галерея Украинского Союза Художников (Киев, Украина); Всесоюзная выставка молодых художников, Манеж (Москва);
Произведения находятся в коллекциях музеев (в том числе в Государственном Русском музее, Музее Современного искусства Пинчука, Сумском музее, Художественном музее г. Ульяновска) и частных коллекциях России, Украины, Германии.
|