6.12.2019 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English


























Художник и смерть


Дмитрий Гутов

28 апреля – 23 мая, 2010



Металл, сварка, 178х170 см

Металл, сварка, 178х170 см
Металл, сварка, 175х175 см

Металл, сварка, 175х175 см
Металл, сварка, 196х168 см

Металл, сварка, 196х168 см
По определению одного из столпов просветительской поэтики Готхольда Эфраима Лессинга, изобразительное искусство предполагает прежде всего и главное – соотношение тел, предметов в пространстве. Действие во времени ("знаки выражения, следующие друг за другом") способна предъявить поэзия. "...временная последовательность – область поэта, пространство – область живописца". Какое счастье, что доктрины придуманы для того, чтобы их преодолевать! Все великие живописцы, не считаясь с "умными" предписаниями, создавали ту реальность, которая живет по законам правды искусства. Пространственно-временной континуум – сущностная категория этой реальности. Фиксация временного потока предполагает восприятие формы как создающегося на глазах процесса, не завершенного, всегда находящегося в контакте с созидающим натуру (natura naturans – природа творящая) глазом.

Пульсация времени проявляется в различных формулах движения изображения. В каком жанре это движение удается передать наиболее виртуозно? Конечно же в том, который наиболее честно и непосредственно фиксирует процесс созидания формы, ее становление. В рисунке. Рисунки Рембрандта – вершина гениального своеволия, чуждого и начетничеству "правильных" схем и случайности декоративного формотворчества. Каждый его опус подобен обнаружению единственно возможного в конкретный отрезок времени движения формы в пространстве. Так может быть только там, где логика создаваемой конструкции железная: в математике, музыке и поэзии.

Возможно ли проверить на практике, насколько "железна" логика рембрандтовского формотворчества? Следуя идеям Михаила Лифшица о тождественности в логосе бытия и его разумного содержания ("я мыслю, следовательно, бытие мыслимо"), художник Дмитрий Гутов в прямом смысле занялся материализацией метафоры "железная логика". Старый металлолом (фрагменты кроватей, проволоку, трубы, сетки) он использовал как основу для увеличенных более чем в сто раз рембрандтовских рисунков. При помощи мастера Бориса Прудникова Гутов сварил рельефные композиции, стараясь максимально точно воспроизвести листы великого голландца. Результат ошеломляет. Подтверждается гениальность организации художественной формы, в которой, как в иероглифике (любимая тема для сравнений рисунков Рембрандта Гутовым), нет ничего случайного и "дизайнерского". Этот тезис проверяется как раз во время того самого движения, что является темой существования формы в рисунках голландца. Зритель общается с рельефами Гутова во время движения и в процессе этого движения образ постоянно трансформируется, претерпевает метаморфозы (так называемый эффект параллакса, во многом обусловленный большой глубиной рельефа, ок. 45 – 50 см.). Собственно рембрандтовский образ совпадает с собой лишь в одной зрительной точке. Однако композиция самой графической конструкции, переведенной в металл, столь совершенна и разумна, что во всех ракурсах, даже когда изображение становится чистой абстракцией, эстетические качества восхищают. В немалой степени и тем, что, несмотря на брутальность материала, сохраняется ощущение тончайшей каллиграфической маэстрии. Разумно устроенное разумно всегда. Что и требовалось доказать.

Сергей Хачатуров




















Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2019 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования