12.12.2019 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English


























Новая Иконография


Валерий Кошляков, Александр Сигутин, Владимир Анзельм, Олег Янушевский

15 апреля - 7 мая 2003 года



Идея организовать эту выставку возникла в прошлом году, когда в обсуждениях и дебатах по поводу художественной ситуации обнаружилось, что сложился некий круг авторов, работающих или, скорее, разрабатывающих общий культурный пласт, который условно можно обозначить как "Новая Иконография".

Ретроспективно, наверное, необходимо вспомнить опыт обращения к иконе: как в эпоху русского авангарда Кандинского и Малевича, так и в новейшее время, - начиная с "Пустых икон" Медгерменевтики и кончая последним проектом Комара и Меламида о первом русском концептуалисте Тверитинове. И если первые исследовали аспекты, касающиеся изобразительного языка, то современные авторы в основном конструируют новые смысловые прочтения и работают в зоне идеологии, апеллируя к иконе как к культурному знаку и символу.

Художники, участвующие в проекте, следуя своим авторским стратегиям, выявляют разные аспекты и категории данного феномена.

Так, Валерий Кошляков исследует иконографическую архитектуру, в которой он видит истоки русской утопии, и, одновременно, первые опыты отечественного формотворечества, как предтечи русского авангарда. В его плоскостных и объемных моделях - икoносах (авторский термин) можно усмотреть отсыл к кубофутуризму, к конструктивистским импровизациям, дадаистким опусам Курта Швитерса и архитектонам Малевича. Вместе с тем, как говорит сам художник, - это изыскания пространства и формы, а также конструктивные упражнения. И если иметь в виду, что в современной мировой архитектуре сегодня речь идет о неомодернистких тенденциях, (и учитывая тот факт, что состояние отечественного зодчества наводит на грустные размышления), то это художественное исследование становится весьма актуальным.

Работы Александра Сигутина и Владимира Анзельма балансируют между писаниями - записыванием, однако с другой стороны здесь усматривается акт перевода иконы с архаического на современный живописный язык при том, что цветной принт, который является основой в данном случае, местами остается нетронутым, что создает эффект языковой полифонии. Это напоминает нам и "комбинированную живопись" Раушенберга, и работы Джаспера Джонса, который также записывал комиксы. Таким образом напрашивается некая культурологическая параллель: современная икона, подвергшаяся стилизации и тиражности, в каком-то смысле является комиксом, только - архаическим. Серия фотографий Александра Сигутина "10 заповедей" - (реконструкция акции 1994 года) это попытка реактуализации религиозного дискурса, проекция вечных истин на сегодняшнюю действительность. Сама форма доски объявлений, выполненная неким оформителем из домоуправления сливается с городской средой, но текстуально вступает в непримиримый конфликт с ее инертностью и равнодушием, что аккумулирует подлинную драматическую интонацию.

Объекты Олега Янушевского в целом продолжают традицию поп-арта. Он отчасти отвечает на вопрос: "что такое икона сегодня?", разоблачая и иронизируя на тему современного фетиша, культурного кода и знака, высвечивая их, как продукт PR-технологии и поп-культуры, параллельно исследуя некоторые аспекты коллективного бессознательного. Его интерактивные "иконы" обнажают страсть современного потребителя к аттракционам, товарному фетишизму, и склонность оного к рекламному зомбированию. Это вынуждает зрителя критически подойти к пониманию современных ценностей и к практике подмены и манипуляций в культуре и обществе в целом.

Резюмируя сказанное, необходимо указать: данная выставка - это попытка исследования средствами современного искусства такого глубокого культурного феномена, каким является икона. Хочется думать, что выставка получилась и окажется не последней в ряду событий культурного процесса.

Ю.Ш.




















Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2019 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования