Guelman.Ru
Современное искусство в сети


Извините, по техническим причинам открытие выставки переносится


Придуманный для прошлогодней выставки современного русского искусства в Лувре проект "Извините, по техническим причинам открытие выставки переносится" едва не стал пророческим: сложная ситуация с вывозом работ Авдея Тер-Оганьяна действительно чуть не сорвала вернисаж. Хотя свою историю Алексей Каллима придумал на полгода раньше, когда ему только показали роскошные пространства, где собирались развернуть экспозицию – "в таких залах что не выстави, все хорошо смотрится, и все равно проигрывает сравнение с интерьером. И я придумал написать строительство новых стен, которые загораживают донжон, кладку эту прекрасную. Я за стерильные белые пространства".

Автор самых известных фигуративных произведений среди поколения нулевых, первый лауреат государственной премии "Инновация", известен своими романтическими работами на чеченскую тему: необычные люди в необычных обстоятельствах бежали, ныряли, стреляли, спускались на парашютах, на худой конец, играли в футбол, а если уж ничего не делали – сидели, курили, то в эффектных ракурсах, странных позах, в фирменных адидасовских костюмах. За яркой, сочной заимствованной у классиков советского монументального искусства образностью, ощущением сдвига пространства и времени его работ не скрываясь существуют другие смыслы – в первую очередь, анализ отношений реальности, ее восприятия и способов их изображения, отношения видимого и невидимого, скрытого и очевидного.

Начинавший с радикальных перформансов и инсталляций, едва ли не главную свою задачу Каллима, кажется видит в том, чтобы избежать очевидного пути: не делать то, что ждут от заработавшего уже имя, известного художника, не пользоваться наработанными успешными рецептами. Отношения его работ с действительностью довольно плотные – и чеченские истории, и склеенные из сигаретных пачек космические корабли, и бегущие за окном пейзажи возникают, вроде бы, из непосредственных наблюдений. Заметно, что истории, которые рассказывает художник, становятся все проще – в последнее время его интересуют рекурсивные (определяющие объект в терминах самого объекта): "холсты возникают благодаря тому, что существуют холсты, на которых нарисованы эти холсты. Происходит схлопывание смысла. Обычно художник хочет идею передать, а я считаю, что этого достаточно. Считаю, что не нужны символические смыслы, достаточно найти пластический мотив смысла, чтобы создать произведение".

Новая работа проста, как правда, придумана как "ода рабочим, без которых искусство не существует". Действительно, живет художник: увлекается актуальными теориями, слушает лекции умных людей, работает, общается. И вдруг обнаруживает, что искусство – единственная подлинная реальность, в которой он существует, переезжая с одной выставки на другую: выставки, монтажи, демонтажи, развеска, споры, перевеска, установка света и твердая уверенность, что в другом городе, в другой стране все повториться в точности. На территории искусства что-то еще происходит – но эта рама постоянна и неизбежна. Хотя и старомодна: не меняют ее ни интерактивные инсталляции, ни видео. Какую технику ни примени – все равно в приличном заведении будут красить и строить стены. В том числе и эти – из нового проекта Каллимы придуманного как конструктор – шесть частей, разного размера, образующие бокс сложной конфигурации.

Этот взгляд за пределы спектакля – в театральные кулисы, на съемочную площадку фильма, на кухню ресторана, как и мода на вывернутые – шиворот-навыворот вещи – важный элемент современной культуры. Надежный способ снизить пафос, разоблачить героя, сравняться с ним, заодно убив магию, из-за которой некогда все затевалось. Покровы сдираются только для того, чтобы убедиться – ничего особенного за ними нет: по сути то же представление, не ограниченное жанровыми рамками – ни волшебства, ни вдохновения, обычный технический процесс, с подробностями которого теперь может познакомиться каждый желающий. Но у Каллимы и он превращается в самодостаточное зрелище, в которое – благодаря натуральному, человеческому масштабу фигур, публика может и вписаться, и сфотографироваться на фоне – зритель это любит...

Фаина Балаховская






полный адрес материала : http://old.guelman.ru/gallery/moscow/kallima/