19.04.2024 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English


























Недосягаемые


Вaлерий Кошляков

16 сентября -
25 октября 2009 года




В рамках параллельной программы
3й Московской биеннале современного искусства

Превью:
15 сентября 2009, 19:00
Вход по приглашениям или предварительной договоренности

Открытие в рамках биеннале:
26 сентября 2009, 20:00

Вход по пригласительным билетам

С 15 по 26 сентября
посещение выставки – по предварительной договоренности


****

Проект "Недосягаемые" отмечает собой нечаянный юбилей. Примерно десять лет назад художник Валерий Кошляков ввел в лексикон современного искусства понятие "Иконус", положив, тем самым, начало, вероятно, самой важной своей художественной темы.

Само по себе изобретение иконуса оказалось красноречивее многочисленных объяснений Кошлякова по поводу своего творческого кредо. В определенном смысле тема иконуса стала для Кошлякова способом преодоления диктата его "фирменных" приемов – гофры, скотча, полиэтилена и т. д. – представлявшихся в какой-то момент едва ли не единственными критериями подлинности творческих усилий художника.

За десять лет иконус прошел испытания всеми доступными материалами, проделав эволюцию от концептуального макета "комнатного" формата до объекта-аллегории – инструмента метафорического конструирования, посредством которого Кошляков осуществляет свою интервенцию в реальность.

Иконус – формологическое резюме "палатного письма" – архитектурных кулис православной иконы – появился на свет в результате исследований художника принципов пространственных построений в условиях обратной перспективы. Формируя композиционный контекст иконного образа, "палатное письмо", как и пейзажные "горки", оказываются наиболее зависимы в изобразительном плане от законов обратной перспективы. Именно здесь сосредоточена вся гамма перспективных искажений, превратившая их в своего рода квинтэссенцию "обратности", в ее главный критерий. Воплощая сразу все мыслимые точки визуального восприятия, "палатный" образ взламывает, выворачивает до упора привычную архитектурную массу, превращает ее в чистый символ, метаобъект. Кошляков высвобождает фрагменты "палатного письма" из контекстуальной зависимости первоисточника, наделяя их правами самостоятельных и законченных пластических величин, несущих в себе потенциал другого измерения.
Вслед за "Архитектоном" Малевича, Кошляков предлагает Иконус в качестве основы нового формологического алфавита, каждая буква которого – самодостаточный пластический символ, обозначающий грань новых состояний пространства.

Свою эстетическую доктрину художник обуславливает синтезом достаточно разных, но, безусловно, базовых ценностей – античности, православной иконы, русского авангарда.
В системе ценностей Кошлякова последние составляют фундаментальную оппозицию, "инаковость" по отношению к очевидным для художника симптомам эстетического вырождения реальности. Поиски архетипов поведения формы, воплощенные в иконусе, выражают осознанную потребность художника в обустройстве личного, абсолютно закрытого и потому действительно чистого художественного пространства – области метафизического покоя индивидуального пользования.

Иконус постулируется как "символическое формообразование", элемент иного мира, – вернее, иной возможности мира, проступающей в интуиции народного формотворчества, социальных образах повседневности, русских иконах, конструктивистских проектах, руинах древних империй.

Творчество Кошлякова последнего десятилетия предстает, по сути, единым проектным сюжетом, на всем протяжении которого художник испытывает на прочность сложившиеся топографии самых разных пространств: музеев и галерей, старых усадеб и действующих фабрик – символов некогда могущественных советских индустрий. В поисках концептуальных соответствий Кошляков расчленяет и перекраивает своими объектами проектные площадки, последовательно выражая идею формы как продукта творческой интуиции очищенной от профессиональных, социальных, культурных конвенций и потому свободной в выборе языка и средств выражения – своего рода эссенции художественной воли. Ее производство осуществляется вне методичной работы разума, но как единый энергетический выброс, интуитивный "удар", очевидно преодолевающий прагматику понятий "качество", "утилитарность", "актуальность", "мода"
и т. д.

В проекте "Недосягаемые" тема Иконуса в очередной раз интерпретируется в образе башен – аллегорических вертикалей, недостающих вершин в силуэтной кромке обозримой – вернее, осознаваемой – части мира.

Интуитивная инженерия кошляковских объектов оборачивается гимном всем великим починам застигнутым патиной на этапе нулевого цикла. В культурной памяти всплывает контур первой (и последней же) стадии реального существования сталинского Дворца Советов: гигантские фермы из легированной стали вздымающиеся над котлованом будущего бассейна – несущий каркас новой утопии, несбывшейся мечты о Великой Вертикали, главной оси нового мира.

Рассекающие галерейное пространство металоконструкты олицетворяют размышления художника о недостижимости эстетических идеалов, о нереализованности идей, незавершенности проектов формировавших образ мироустройства целых поколений. Высвобождая векторы движения форм от значения пространственного контекста, Кошляков обращают сознание зрителей во вне, в область чистых энергий, формотворческой интуиции свободной от каких-либо социальных консенсусов, идеологических и/или стилистических коннотаций – в зону идеалов и художественных сверхзаданий.

Михаил Дмитриев




















Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2024 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования