Guelman.Ru
Современное искусство в сети


H5N1. sweet sleep


ПТИЧИЙ ГРИПП


Брэнд Костромы – белое перо, птичий пух, – материал почти всех его объектов и инсталляций и исходный пункт его художнической философии, названный им "органический путь". В 1990-е Алексей Кострома запустил "машину оперения" на полную катушку: один за другим появляются оперенное яйцо мегалитических размеров, пушка полуденного выстрела Петропавловской крепости, Медный всадник, шхуна Св. Петр, машина Волга, кошелек в виде гигантского зева... Наконец, стоит особо отметить проект 1994 года – тогда оперение коснулось "топовых", хрестоматийных произведений мирового искусства, от классики до модернизма, от соцреализма до постмодернизма – "Моны Лизы", "Черного квадрата", банки кока-колы, "Глаза" Рене Магритта, "Стула" Джозефа Кошута, гипсовой головы Сталина и "Кролика" Джефа Кунса.

Последние годы Кострома обосновался в Берлине, редко и избирательно участвуя отдельными работами в групповых выставках в Москве и Петербурге. Нынешняя выставка художника в галерее Марата Гельмана – отчасти краткая ретроспектива, подведение итогов бурного десятилетия, но, в тоже время – новый проект, замысел которого возник уже года два назад, хотя в развернутом виде не показывался ни разу. "Птичий грипп" – проект, который позволил выйти художнику сразу на самый широкий круг тем современной жизни – критический и ироничный одновременно. Два года назад Кострома увидел фотографии отрубленных птичьих голов в журнале "Шпигель" ("Der Spiegel"), вызвавшие скандал и всколыхнувшие немцев. Птиц, зараженных или могущих быть инфицированными вирусом птичьего гриппа, уничтожали в газовых камерах, другим (с какой целью?) отрубали головы.

Судьба бедных птиц и образ отрубленной головы натолкнул художника на историю с Дональдом Даком – мультяшным диснеевским персонажем, травести, недоумевающим по поводу неожиданной потери головы. Белый и пушистый идиот – визави предельно натуралистичным в духе Густава Курбе натюрмортам с портретированными головами птиц – и фотографиями – исходным пунктом истории. Прозрачность и публицистичность проекта заключается в очевидном сталкивании образов, существующих в современности в параллельных мирах, но изредка соединяющихся на страницах глянцевых журналов.

Но Кострома не был бы Костромой, не прочертив еще несколько линий развития сюжета, ведь для него характерно "спиралевидное" вращение вокруг одной темы. За историей с птичьим гриппом – H5N1 – художник разглядел не просто очередной скандал или болевой симптом современной истории, так искусно по обыкновению раздуваемый СМИ и терзающий обывателя страшными картинками. В 1990-е пух и перо в постсоветской России воспринимались как метафора игры, свободы, легкости: карнавальная стихия сопровождала все акции Костромы, выстроенные на непосредственном участии зрителя. Здесь, как представляется, другое. Конечно, мягкое-белое-легкое-пушистое никуда не делось, но безобидный материал в нынешнем проекте таит в себе страх, вызов и угрозу. За ним – кровь – который раз за последнее время художник прибегнул к жесткому, почти документальному приему, продемонстрировав птичью бойню. Теперь, фоновое белое – беспросветная вата гламура – оборачивается цинизмом красивой эффектной упаковки и становится своей противоположностью. Шутка более не развлекает и не кажется забавной или безобидной. За природными формами и биоритмами Кострома давно уже научился видеть человеческое, слишком человеческое. Оно не замедлило появиться, возникнув не в виде очеловеченной утки – забавника Дака, но в вечных и страшных библейских образах усекновения глав (Олоферн и Иоанн), и в современной русской истории с отрубленными головами наших солдат в Чечне.

История не повторяется, она просто продолжается, никогда ни чему не научая человека, маркируя сходные события совершенно по-разному. Художник далек от прямых сопоставлений, тем более, что история с Олоферном подана им как та же карикатура на птичий грипп из модного журнала. Суть проекта в другом: в очевидном переключении значений исходной фактуры. Когда в его инсталляции мы видим дамскую сумочку, "затянутую" яичной скорлупой как кожей крокодила, из которой торчит омерзительный клок спутанной пряди волос, нам становится не по себе, это уже совершенно другой замес эмоций и ассоциаций, аналогичный восприятию книги "Суламифь" у Ансельма Кифера. Аналогия с Кифером возникает неслучайно. Очевидно, что работа с такими мощными материями как национальное сознание, миф и память, сопряженные с почвой и судьбой, вызвали к жизни в чем-то сходные решения. Вещи художника только внешне напоминают истеричные жесты экологов, зеленых и активистов партии защиты животных. Он использует не лобовые, очевидные в своей публицистической злободневности, приемы. Как всегда Кострома работает и с памятью искусства, в данном случае вызывая к жизни сюрреалистические объекты Мерет Оппенхайм, облекшей в мех косули чайный прибор. Материал, фактура способны здесь работать сами по себе, выступая у него детонаторами смыслов, гораздо более мощных и значительных, чем, может быть, полагаем мы, попавшись на простую формулу – H5N1.

Глеб Ершов


***


Биография

1962 г. родился в Костроме, живет и работает в Берлине и Санкт-Петербурге
1982-1989 учился в Академии Искусств (Институт Репина, факультет живописи), Санкт-Петербург
1989 становится членом Союза художников России
1991 основывает группу ТУТ-И-ТАМ и развивает концепцию "инвентаризации". Нумерует природные объекты. Актуализирует идею "интроспективного действия"
1992 создает водяные саморазрушающиеся инсталляции, начинает развивать идею "оперения"
1994 создает серию широкомасштабных акций "Оперение Имен и Символов". Интенсивно использует куриное перо, начинает теоретические лабораторные исследования "органического направления"
1995 начинает собирать женские волосы
1997 разрабатывает теорию "Развитие цвета по спирали"
1998 – 1999 изучает следы дождя. Составляет шкалу дождя
1998 – 2000 работает над проектом "Взгляд солнца". Наблюдает за солнцем и изучает развитие цвета отражающегося на сетчатке глаза
2000-2002 развивает идею фигуративно – цифровой живописи
2005 становится членом Союза художников Германии

Избранные персональные выставки:

2006
H5N1 sweet sleep. Галерея Марата Гельмана, Москва
RED. Мein Kampf. Фотоинсталляция. Международный месяц фотографии в Москве: Фотобиеннале 2006, Москва

2004
Feel yourself /Почувствуй себя. Инсталляция. Gallery Art Digital (GAD), Берлин

2002
Фрактальная геометрия листьев. Geelvinck Hinlopen Huis Museum, Амстердам
Дым, перо и бабочки. Государственный Русский Музей, Санкт – Петербург

2001
Жизнь длиной 2000 м. Волосяные хроники. Государственный музей военной истории, Санкт – Петербург

2000
Органический путь: взгляд на солнце. Harry Blom Gallery, Брюссель

1999
Инвентаризация желтого дождя. Пушкинская 10, Санкт – Петербург
Органический путь: спираль пингвина. Видео-инсталляция, Государственный Русский Музей, Санкт – Петербург

1998
Pinguingang / Спираль пингвина. Видео-инсталляция, Galerie im Kornhaus, Кирхьхайм

1996
Оперение и органика. Kuenstlertreff-Reihe 22 Gallery, Штутгарт

Избранные групповые выставки:

2006
BERLIN:TENDENZEN. La Capella, Барселона

2005
Коллаж в 20 в. Государственный Русский Музей, Санкт – Петербург
Der freie Wille / Свободная воля. Arena Berlin. M.A.I.S.VI., Берлин

2004
Белый лес. Интсалляция. Schloss and Gut Liebenberg, Либенберг
Na kurort! Russische Kunst heute / На курорт! Российское искусство сегодня. Staatliche Kunsthalle Baden-Baden,Баден – Баден

2003
Neutral Zone Flowers / Цветы нейтральной полосы. Gallery in Parlament, Берлин
Co: ma – a Diary of a Life / Ко: ма – а Дневник жизни. Alexanderplatz-Bunker, Берлин
От фотографии к картине. Gallery Sandmann, Берлин
Direxions. Insede – Outside / Направления. Внутри – Снаружи. Espoo Art Museum, Galleria Otso, Эспоо
Direxions. Insede – Outside / Направления. Внутри – Снаружи. Государственный Русский Музей, Санкт – Петербург

2002
Оперение агрессии. Liverpool Biennial, Basement IX, Ливерпуль
Кристаллизация. Рождение Снежинки. Rauma Biennale Balticum, Lönnström Art Museum, Раума

1999
Organica: The Non-Objective World of Nature in the Russian Avant-Garde of the 20th Century / Органика: Беспредметный мир природы в русском авангарде 20в. Galerie Gmurzynska, Кельн

1996
Metaphern des Entrucktseins: Aktuelle Kunst aus Sankt Petersburg / Метафоры оперения: актуальное искусство Санкт – Петербурга, Badischer Kunstverein, Карлсруэ

Гранты:

2001
Институт Про Арте и Фонд Форда, Санкт – Петербург

1998
Центр современного искусства Сороса, Санкт – Петербург

Работы находятся в коллекциях:

Государственный Русский музей, Санкт – Петербург
Государственный музей военной истории, Санкт – Петербург
Stedelijk Museum, Амстердам
Московский Дом Фотографии, Москва



полный адрес материала : http://old.guelman.ru/gallery/moscow/kostroma/