Guelman.Ru
Современное искусство в сети


Живые и мертвые. Воспоминания о лете.


Наша жизнь не вчера стала вызывающе "художественной" - слишком "потрясной" и выстроенной по законам искусства, чтобы оставить хоть какую Правду за позицией творца-демиурга, который противопоставляет себя "обыденности" и снисходительно пользует "жизненный материал". Но и подобострастное следование на поводу ее впечатляющих акций представляется капитуляцией художника. Пожалуй, имея претензии на сей статус, остается существовать все на той же обочине "магистрального пути" (нынче мейнстрима) и наблюдать движение по нему не то через щели забора (пола - в варианте подпольного бытия), не то сквозь щелочки собственного прищура.

Это не выстроенная стратегия функционирования: скорее, попытка саморефлексии. В том же русле и ощущение, что минимализм данного проекта всего лишь частный случай более общей тяги периферийного к периферийному, когда художника-аутсайдера - внимательного и почтительного, но избыточно "упертого" и туповатого ученика жизни, тянет к созерцанию побочных и несущественных проявлений бурного процесса ее творчества (будь такой ученик, скажем, у Леонардо, он бы не за кистью мастера подсматривал - как та кривит в ускользающей улыбке чеширского кота губы Джоконды, а за тем, как реагирует на ее ласковые движения поверхность холста). Вот ученик и обречен возбуждаться той разновидностью zero, что у всех на самом виду, но при этом выпадает из зоны внимания и культурного фиксирования: вновь всматривается в "пустоту" до ряби в глазах. Просто в данном случае пустота вышла без кавычек: ничего не показывающий и не рассказывающий телевизор - по определению полное и символичное выражение ОТСУТСТВИЯ.

Добавим, что проект, пародируя, как нынче положено, многие вещи (например, полиэкран), вовсе не пародирует название романа Константина Симонова. Он просто и честно эксплуатирует (апроприирует) его в той части смыслового спектра, что имеет в виду сосуществование жизни и смерти в одних и тех же обстоятельствах и объектах; зыбкость грани между, казалось бы, диаметральными субстанциями; их, так сказать, продуктивное сотрудничество. То есть, если бы не порочная склонность к цитированию, да кабы не желание поинтриговать зрителя, да коли еще удалось бы вовсе отрешиться от "вкуса", зваться бы проекту типа "И живые, и мертвые одновременно". Впрочем, согласитесь: если совсем уж от всего избавиться и отрешиться, останется одна смерть.

19 - 31 декабря 2000 г.



полный адрес материала : http://old.guelman.ru/gallery/moscow/leto/