Guelman.Ru
Современное искусство в сети


Папа, мама и Лига Чемпионов


Проект продолжает серию моих фоторабот последних лет ("Мама, Папа и телевизор", "Пытка русской культурой"), посвященных людям 1930-х годов, моим родителям, тому поколению, которое впервые столкнулось с современным капиталистическим миром, когда им уже было за 60 лет. В центре моего внимания судьба идеалов молодости довоенного поколения в реальности сегодняшнего дня.

Проект "Мама, Папа и Высшая лига" показывает двух немолодых футболистов (им за 70) вдохновенно, с самозабвением и спортивной ожесточенностью сражающихся за футбольный мяч. Это герои Дейнеки, Самохвалова, фильмов "Вратарь" и "Запасной игрок", не покинувшие спортивное поле и после крушения советской культуры. Они продолжают свою игру без зрителей, прессы и телекамер. Они подобны часовому, которого забыли на посту.

Они представители тех сотен миллионов, миллиардов людей, которых никогда не возьмут играть в Лигу Чемпионов, и которые никогда не смирятся с тем, что у них нет права участвовать в этом празднике жизни, но только наблюдать его на телеэкране.

Их матч разворачивается в осеннем среднерусском пейзаже с его неброской и равнодушной к проблемам человека красотой.

Максим Райскин о выставке Дмитрия Гутова

Дмитрий Гутов неоднократно жаловался, что собственное искусство ему "дико не нравится", поскольку его "переживания недоступны пластическому чувству". В какой-то момент он понял: в мире, в котором он живет, не осталось места ни ему, ни его искусству. "Есть вещи, с которыми нельзя работать, - говорил Гутов. - Художники бессильны перед прозой корысти и накопительства".

И все же, будучи художником, не выставляться не мог. И чего он только не перепробовал, чтобы хоть как-то отразить реалии, в которых он очутился. Стремясь растворить и спрятать свое искусство в среде, подвешивал облако из тысячи воланов для игры в бадминтон - практически незаметных на фоне неба. Устраивал весеннюю распутицу в "Риджине", вываливая на мраморный пол галереи несколько тонн жидкой грязи, чтобы быть как можно более реалистичным. Выставлял намеренно анахроничную реалистическую живопись, называя себя дилетантом от искусства. Так продолжалось где-то до середины девяностых, пока Гутов не нашел адекватные средства выражения, способные ухватить "мир как он есть", - видео и фотографию. А затем - и актеров, способных реализовать придуманное им. Собственно, знал он их с самого рождения, просто как-то не обращал внимания.

В первом проекте, "Мама, папа и телевизор", родители Гутова, облачившись в телогрейки и вооружившись вилами и косой, противостояли образам телеведущих, политиков и других персонажей, часто мелькающих по телевизору. В нынешнем - "Мама, папа & Лига чемпионов" - современные медиаценности (хорошо раскрученный "большой спорт") противопоставляются высоким идеалам исчезнувшей советской культуры. Поборниками последней выступают родители художника - в позах, будто списанных с картин Дейнеки и Самохвалова, борющиеся за мяч на фоне неброского, типично среднерусского ландшафта. Нет ни соперников, против которых можно применить силовые приемы, ни судей, которые могут выдать желтую карточку, ни ворот, куда можно забить гол. Собственно, и не за мяч борьба идет, но за идеалы, которым до сих пор нечего противопоставить. В этом смысле, они, идеалы, и сейчас живее всех живых.

Статья перепечатана с сайта afisha.net



полный адрес материала : http://old.guelman.ru/gallery/moscow/liga-chempionov/