Guelman.Ru
Современное искусство в сети


ТЯП-ЛЯП-АРТ


Было так: года полтора назад мы со Славой Мизиным снимали рекламу водки «Абсолют» в стиле этно-китч. Для чего - по предложению французского куратора - забрались зимой в прорубь, выпиленную во льду в форме абсолютовской бутылки. Фотографировали нас с крана.

Съемка в проруби запомнилась, как говорится, на всю жизнь. Непонятно, что привлекательного находят в подобных купаниях моржи, забирающиеся под лёд по доброй воле. То, что при погружении туда становится теплее - враки. Теплее не становится! Когда нам показывают Леонардо ди Каприо, который в фильме «Титаник» держится в ледяной воде дольше 3 минут, здравомыслящие индивиды обязаны понимать, что это - гнусная ложь! Я при том плавать не умею.

Мизин выбрался на лёд и орёт:

- Даю обет! Если еще раз я в такое вот, требующее мучений дерьмо вляпаюсь, я - не настоящий художник! Всё делать только левой ногой, за 5 минут и у приятелей на кухне!..

Через год он пошёл пьяным кататься на коньках, сломал ногу и, оказавшись заточенным на кухне аж на 4 месяца, вспомнил былые обещания.

- Ты ж тоже самое, живя в Свердловске, пропагандировал: «Художник должен художником быть не на недосягаемой немецкой биеннале, а сначала у себя дома на кухне. Из самых обыденных отправлений организма художество делать! Родился - хеппенинг, женился - перформанс, переехал на новую квартиру - инвайронмент!» Давай всё на этом пятачке и сделаем. Воплотим в жизнь былой тезис!

Я отвечаю:

- Слава, это давно пройденный этап. Отход от общественной значимости к частной поэтике ведет в тупик. Грозит залипанием в повседневность до полной неразличимости нашей деятельности для окружающих. В Москве ни у кого частной жизни нет, все фехтуют масс-медийными фетишами и жупелами. Мы ж потому и кинулись - как кинорежиссер О. Стоун - на грандиозные темы и идеологические химеры. Даже М. Гельман говорит: ценность искусства в значительной мере определяется его влиянием на общество! Что ты на это скажешь?

Против Марата Слава идти не хотел, но сказал, что от кухни до ванной теперь он добирается за 45 минут.

Под весом такого аргумента мы решили отказаться на время от общественной значимости. Но компенсировать отсутствие гражданской позиции масштабностью подхода, охватить все жанры кухонного творчества. Вспомнить фотофольклор, печатавшийся на предпоследней странице журнала «Советское фото», а также примитивную анимацию из передач «Очумелые ручки» и «Пока все дома». Ну и традицию - от малых, понятно, голландцев до «Апт-арта», самоделок Володи Архипова и «нонспектакулярности» нашего друга Анатолия Осмоловского. Не побрезговали и зарубежными аналогами: Игорем Кренцом из Варшавы, «Камерой скурой» из Праги, Эдвином Вурмом из Австрии и Саверио Лакарелло из Франции.

Расписали типологию приемов страниц на пять и решили всё это запечатлеть: пририсовывание смайликов и прикладывание сосисок, титьки из колбасных жопок и ожерелье из шашлыка, нимбы из дыни, супрематизм из колбасы, окурки в глазах, дымовые шашки в трусах, скульптуры из хлеба, камасутра из овощей, бомбы из батонов, каски из половинок арбуза, левитация на леске, заслоненная порнография, брэнды в интерьере, издевательства над кошкой, членение чего ни попадя на 2, 3 или 4, смешные тени от предметов и мн. мн. др. А также снять видеоримейк фильма Хичкока «Птицы» с помощью мух, летающих на фоне репродукции.

Даже лозунг придумали: «Наше ноу-хау - не хай-тек, а тяп-ляп!» И про то, что мы разработанными нами технологиями должна овладеть каждая кухарка. Однако, какая-то тоска по гражданской позиции и общественной значимости всё же осталась. Потому следующая наша выставка будет называться «Тема труда в современном российском искусстве», никак не иначе.

Александр Шабуров




полный адрес материала : http://old.guelman.ru/gallery/moscow/lyap/