11.12.2019 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English


























Медиаспиритизм - ВидеоКабинет


Юлия Страусова

13 - 22 марта 2003 года



Юлия Страусова
совместно с
Вольфганг Мюнх (Центр Искусства и технологий медиа), Карлсруэ,
Моритц Маттерн (Немецкая Школа Кино), Берлин

Многочисленные трёхмерные компьютерно-анимированные портреты молодых и очень известных учёных, теоретиков медиа и психоанализа, работающих сейчас в Европе,

а также их умершие фундаменты Зигмунд Фрейд, Жак Лакан, Маршал МэкЛуэн, Андре Леруа-Гуран встречаются в безвремменном не-пространстве заэкранья и, в предлагаемой вниманию версии, впервые излагают свои теории по-русски. Это выдержки из текстов, ещё только готовящихся к публикации.

Выглядящие более натурально, чем сама природа, синтетические репрезентации шестнадцати учёных похожи на фантастические живые организмы, пришедшие из компьютера.

Трёхмерные портреты, с симулированной гравитацией и силой ветра, приводятся в движение не при помощи мыши, а (благодаря изобретению Вольфганга Мюнха) при помощи перформативной "ведьминской" тени художницы. Во время этого медиаспиритического сеанса в реальном времени "активируется" текст-микс, создающийся в соответствии с данным контекстом - оракул никогда не повторяется. Зрелище напоминает прогноз погоды в выпусках новостей, в котором циклоны, громы и молнии и выдуманные явления природы - хардкор сегодняшней теории. Психовоздействие поддерживается звуком: драматический голос художницы пропущен через ряд вокодеров и дополнен многочисленными электрическими сигналами, смешанными с природными звуками. Это придаёт действию характер электрооперы. Сегодня каждый - учёный, но в данном искусственном ритуальном кругу фигурируют авторы, являющиеся "евроконтинентальными вампирами", которые в нашем романтическом укрытии оказывают сопротивление американизации современной культуры.

Виртуозные компьютерголовы родились в Немецкой Школе Кино - в легендарном университете для обучения киноискусству с использованием высоких технологий, где в процессе работы Юлия Страус и Моритц Маттерн убедились, что медиум универсальной калькуляции может способствовать в ресингуляризации.

Практика сегодняшнего Голливуда основывается, как известно, на достижениях европейской математике. Мы же свидетельствуем о рождении изящных медиаискусств.

"Видеокабинет" - пятая часть совместного с Музеем сновидений Зигмунда Фрейда проекта "Дух Фрейда и Ошибка Машины"

Проект поддержан Александром Варлих, АртСаиэнс

Юлия Страусова-Joulia Strauss

1974 родилась на Земле, живёт на Земле и работает на Земле.
1995-2000 обучение в Берлинском Университете Искусств у Георга Базелитца
с 2000 преподаёт аналоговую и дигитальную скульптуру в Немецком Университете для Дигитальных Художников, Берлин

Некоторые из персональных выставок:
− "Медиаспиритизм", АртСайнс, Берлин
− "Дух Фрейда и ошибка автомата. Часть 3: Электрозеркало", Музей Сновидений Зигмунда Фрейда, Санкт-Петербург, совместно с Филиппом фон Гильгерс
− "Виртуальное Королевство Красоты", Музей Пергамон, Берлин
− "Люди Брюсселя", Арт Киоск Проекты, в рамках "Брюссель - столица культуры-2000; доклад в тюрьме района Сан-Жиль
− "Приз Ученика Мастера", программа Берлинского Университета Искусств, Галерея Михаель Шультц, Берлин
− "Двенадцать Цезарей Техноимперии", И-Верк, Берлин
− "Скульптурные портреты Речников", Музей Летний Сад, Санкт-Петербург

Некоторые из групповых выставок:
− "Лайв", Форум Штадтпарк, Грац, в рамках Грац - столица культуры-2003, перформанс на открытии "Греческая Классика: Миф или Реальность", Мартин-Гропиус Бау, Берлин
− "Между Небом и Землёй", Остенде Музеум оф Модерн Арт, перформанс на открытии "Левелз", Галери им Паркхаус, Берлин
− "01 Номер 4", Беата Ведекинд, Берлин
− "4 Балтик Баениал", "Дух Фрейда и ошибка автомата. Часть 2: Лента Мёбиуса встречает Машину Анализирующую Дискурсы", совместно с Филиппом фон Гильгерс,

Перформанс на открытии
− "Тирана Биеннале 1", "Дух Фрейда и ошибка автомата. Часть 1: "Лента Мёбиуса",
− "Кюнстлер фюр Киндер", Юдишес Музеум, Берлин
− "Берлин-2000", Акса Колониа, Кёльн

Прочесть длинную версию биографии и более интересные тексты о связи науки, искусства и технологии, а также увидеть многочисленные обменивающиеся эстетиками дигитальные и аналоговые работы можно посетив произведение "www.jouliastrauss.net"

ИНТЕРВЬЮ с Ю.Страусовой

Юлия Страусова: - Какие карандаши? Забудьте про карандаши!!! Мы уже давным-давно "человек-машина", и все человечество живет перед экраном.

- Юля, расскажите, пожалуйста, как и c чего началось ваше увлечение искусством с применением новейших технологий?

- Когда я жила в Питере, я такими вещами не занималась, в то время я программировала при помощи языка бэйсик - это была моя единственная пятерка в школе. Собственно, на этом и закончились мои коммуникации с компьютером в России. В Берлине я училась в Академии художеств, сначала у "низкотехничного" художника Георга Базелица.

Однако в Академии были очень "продвинутые" семинары, и один из них назывался "Введение в виртуальную реальность". Это подозрительное название меня так привлекло, что я пришла на семинар. Было три человека - никто не интересовался виртуальной реальностью. В виртуальную реальность меня ввел Берт Уильям - это один из самых что ни на есть левых, таких "полуакцептируемых" научных людей. И вот я начала использовать универсальную калькуляцию, но не для создания каких-либо плоских произведений для продажи в супермаркетах, а для создания виртуальной реальности. То есть мёртвой реальности, которой мы завидуем, потому что она в своей "мёртвости" вечна. Вот с этого все и началось.

- Расскажите, пожалуйста, немного о вашей выставке в галерее Марата Гельмана.

- Я эту галерею знала очень мало, но арт-директор Евгения Кикодзе сообщила, что она имеет репутацию радикальной. Обычно я не выставляюсь в галереях, поскольку имею дело в основном с арт-институциями. Тем не менее, я с удовольствием согласилась сотрудничать с галереей Гельмана, потому что меня привлекла ее "черная аура". Эта выставка является одной из частей проекта "Дух Фрейда и ошибка машины", который мы осуществляем совместно с Виктором Мазиным и Музеем Сновидений Зигмунда Фрейда. Будет представлена трехмерная компьютерная анимация портретов шестнадцати теоретиков медиа, которые я сопроводила их избранными и адаптированными текстами о медиаспиритизме и математике. Эта выставка - некая машина нейтрализации манипулятивного воздействия массовой информации ее же средствами, т.е. "голливудской" трехмерной компьютерной графикой, чей базис - европейская математика.

- Какую роль в вашем проекте играют фигуры теоретиков медиа и мэтров психоанализа?

- Эти фигуры соединены в один ритуальный круг, потому что это уже не люди, а лишь остатки некоего интерсубъективного бессознательного. У науки тоже есть бессознательное. И эти персонажи представляют маленькие осколки огромного мирового дискурса, который существует именно сейчас. Когда мы говорим о теоретиках медиа и мэтрах психоанализа, математика и психоанализ связываются как бы в некой ленте Мёбиуса. Одна из интенций этого проекта - свести все слишком углубленные и субсистемные части науки в одно осмысленное мультидисциплинарное целое, подвергнув его популяризации, эстетизации и художественной романтизации. Тексты, которые я использовала, не переведены на русский язык. Так, например, Донна Харавай - автор cyber-манифеста, хорошо известного всем кибер-людям, прислала мне по моей просьбе отрывок из своей еще не изданной книги. Соответственно русские зрители смогут услышать текст, который еще не представлен даже американской публике.

- Насколько для вас как художника важна интерактивность проектов?

- Интерактивность проектов - это просто поддержка, адаптация произведений данному контексту при помощи медиаспиритических жестов, возможность сделать из художественного акта лекцию. Мое общение с произведением как бы позволяет мне быть ди-джеем, то есть текст-джеем. Без интерактивности было бы невозможно вещать что-либо, люди при этом разговаривали бы и пили вино, будучи не в состоянии воспринимать текст. Но здесь важна не примитивная интерактивность, а наша полная интегрированность в текст, демонстрирующая новую форму жизни - "человек-машина". Некоторые из теоретиков являются для меня диктаторами теории, я демонстрирую эту зависимость и полное рабство художника от текста.

- Юля, скажите, а что такое медиаспиритизм?

- Медиаспиритизм как таковой появился, когда Морзе изобрел коммуникацию при помощи сигналов. При этом он был художником. Спиритическое искусство началось вообще с Пифагора, между открытиями Морзе и Германа Герца прошло довольно много времени, когда электрические волны были уже обнаружены, но их природа еще не получила научного обоснования. Соответственно, они воспринимались тогда полной магией. В это же время в Америке, во многом благодаря усилиям Эдгар Аллана По, десятки тысяч американцев буквально днями и ночами занимались спиритическими сеансами. А в Париже знаменитый невролог Жан Мартэн Шарко занимался в тот момент экспериментами в области гипноза, которыми в свою очередь заинтересовался Зигмунд Фрейд. Медиаспиритизм появился после перехода к демократии, с наступлением индустриализации и механизации. Медиаспиритизм - не течение в современном искусстве. Существует масса художников, изобретающих метафоры или технические устройства с последующим наложением различных магических учений, компьютерные люди часто увлекаются тайными обществами. Есть несколько художников, которые видят ауры, являются ведьмами и занимаются при этом компьютерными произведениями или изобретениями всевозможных техник. Теоретик и историк медиа Вольфганг Хаген не так давно написал книгу, где говорит о том, что Бог не имеет никакого опыта и не может научиться, что Бог имеет доступ к нервам человека, но не может пользоваться этим доступом, и что у него нет для человека никакого сообщения. По словам Вольфганга Хагена: "Бог - это техника". Использование электромагнитных волн для контроля человека при помощи мониторов - вот типичный пример прямолинейного использования таких магических вещей как электрические волны. Через пятьдесят лет после того как Пифагор изобрел описание мира при помощи цифр, художники начали заниматься описанием мира, Поликлет представил пропорции человеческого тела в виде математической формулы и придумал "канон". Современные художники наконец-то поняли, что существует универсальный медиум калькуляции. Какие карандаши? Забудьте про карандаши!!! И нет никакого конфликта между аналоговыми и дигитальными произведениями. Мы уже давным-давно "человек-машина", и все человечество живет перед экраном. Само электронное искусство не представляет для меня интереса. Вопрос не в том, компьютер это или не компьютер, важно то, что именно приводит его в движение, чем именно являются эти электромагнитные волны? В этом есть мистика.

- Связываете ли Вы свое творчество с традициями санкт-петербургского неоакадемизма?

- Каждый художник в юном возрасте чем-либо увлекается, легко примыкает к какому-либо течению. Я поступала так, когда была тинейджером, но теперь меня не интересует возвращение, заимствование, или пересэмплирование определенных эстетик. Я верю в создание абсолютно новых вещей, созвучных нашему времени, а это чрезмерно блокирующее увлечение классическими традициями мне не интересно, нет...J

- Насколько для вас важен феминистский аспект в творчестве?

- Моя бабушка была актрисой, я раньше в своей прошлой и позапрошлой жизни была ведьмой.

- А почему вы так решили?

- Я не решила, я путешествовала в состоянии гипноза в свою прошлую жизнь. Но это отдельная тема...

Определенная функция у женщин в обществе была всегда. Хотя течение феминизма сейчас приводит к кризисам и последствиям, в свое время оно играло для людей важную роль. Сейчас для меня феминизм не интересен, поскольку в обществе всегда были просто личности любого пола, которые начинали "делать ураган", если им что-нибудь не нравилось. Я думаю, что этим могут заниматься и женщины, и мужчины. В моей работе феминизм потерял свой корень, он превратился в дискурс, который не имеет никакого отношения к общественным проблемам. Эмансипация женщин была важным явлением, но сейчас это лишь одна из множества тем. Вот, например, Донна Харавай уже не пишет про cyborg, а просто объявляет, что самый важный лозунг для человечества в данный момент "Shut Up and train!".

Записал Дмитрий Барабанов




















Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2019 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования