Политическая география Казахский художник Ербол Мельдибеков, часто работающий в соавторстве со своим братом, Нурбосын Орисом, кажется, поставил своей целью создать серию иллюстраций к учению о детерриториализции Жиля Делеза и Феликса Гваттари. Но французские мыслители видели перед собой образ номада, который в своем вечном движении по бесконечному плато снимает все жесткие оппозиции пространства и времени. Однако они и представить себе не могли ситуацию, когда номад оказывается в положении статического наблюдателя, а мир движется вокруг него в странном и непредсказуемом движении, то пропадая совсем из поля зрения, то вспучиваясь странными пузырями.
Вот на фото, датированном 1981-м годом, из серии "Семейный альбом", две миловидные азиатские девушки стоят на фоне памятника Ленину в городе Джамбул. А вот они же, но превратившиеся в солидных дам, в 2001-м году, на том же месте. Но только уже и город другой – Тараз. И страна другая – вместо стандартного монумента вождю мирового пролетариата – новый герой, воитель на коне, правнук Чингизхана, Байдибек Батыр. Женщины не испытывают никакого видимого дискомфорта от мутаций окружающей их реальности, их собственная реальность следует законам естественного хода мироздания, с ними ничего не случилось, они просто немного постарели.
В состоянии перманентного галлюциноза не только памятники, творения рук человеческих, но и субъекты вечности. Например, горный хребет Гиндукуш в Афганистане, название которого в одном из вариантов перевода означает "убийца индусов". Сияющие горные вершины с царственным безразличием взирали на погибающих в душманских засадах советских солдат, не поколебали их величие даже звуки, происходившие от статуй Будды, разрушаемых талибами. Но вся эта история обратилась мифом в руках Ербола Мельдибекова – вечная красота обратилась двумя поставленными друг на друга зелеными простецкой наружности эмалированными бачками, в которых в больших крестьянским семьях готовят пищу и кипятят белье. О вечности напоминают только дно верхнего бака, мастерски превращенное ударами молотка в симулякр бесконечности.
Андрей Ковалев