Guelman.Ru
Современное искусство в сети


Мона Лиза в России


Творчество Георгия Пузенкова активно связано с самыми современными возможностями средств массовой коммуникации. Художник, работая с компьютерным изображением, использует новые технологии и эстетику компьютерного экрана, трансформирует их в предметы искусства. Для Пузенкова работа с компьютером началась еще 25 лет назад в "русской силиконовой долине", расположенной в 40 км от Москвы, где он окончил Московский институт электронной техники. Форма-формула визуального выражения зримо скрытых идей занимает художника прежде всего. Искусство для него это баланс между эмоциональной непосредственностью живописной формы и точным выражением концептуального смысла. Его интересует человек, как граница между своим сознанием и своим собственным чувством. Его тема - грань между анализом и интуицией. Видимо поэтому проект "Мона Лиза в России" напоминает немного рациональный сюрреализм в качестве дигитального Магрита. Пузенков не пользователь, затянутый в сети Интернета. Он - ис-пользователь. Экранная компьютерная форма актуализируется с точки зрения своих выразительных и гносеологических возможностей. Известные классические образы, соединяясь с новой визуальной артикуляцией, расширяют умозрительное пространство подобно модели бесконечно растущей из себя сети Интернет. Его искусство не пользуется новыми медиями, а пропускает их через себя, как языковой инструмент. Они возвращаются в реальный мир как эхо, оттеняя размеры умозрительного пространства.

Работы Георгия Пузенкова одновременно завораживают и провоцируют. Использование в равной мере и принадлежащих истории искусства образов и газетных фотографий или этикеток из супермаркета или "сайтовой" видеоинформации - это обращение к визуальному депозитарию наших дней, которым средства массовой коммуникации пользуются, порождая новые техногенные образы. В результате дегитальной адаптации визуального материала Пузенков формирует свой стиль имитации пиксельного модуля - рисующего элемента компьютерного изображения. Возникает пластическая унификация картинного поля, напоминающая картинку из мира новых медий. Во время второй метаморфозы порожденные компьютером изображения приобщаются к миру искусства через классическую технику живописи на холсте. Как может показаться, возможность компьютерной манипуляции изображением при этом тоже переносится на холст, однако этой кажущейся возможности варьирования изображения противоречит незыблемость живописной формы.

В ряду выставок Георгия Пузенкова - эта выставка особая. Впервые зритель увидит не картины и инсталляции, а фотографический проект живущего в Кельне художника. Идея проекта "Мона Лиза в России" возникла при простых обстоятельствах - во время транспортировки картины "Single Mona Lisa Yellow" на джипе из Москвы в Петербург был обнаружен устойчивый эффект, - в каком бы окружении не оказывалась картина, она невероятно остраняла пространство. Художник сделал несколько фотографий - оказалось что фотографии еще более подчеркивали это явление. Эти снимки были опубликованы в каталоге выставки "Simply Virtual", прошедшей в Маннхаймском Кунстферайне в марте 1998 (в следующем году выставка будет показана в Русском музее в Петербурге).

Картина "Single Mona Lisa" принадлежит к серии так называемых "компьютерных" картин, которую художник разрабатывает последние годы. Мона Лиза, взятая из Home-Page Лувра, прошедшая по сетям Интернета, обрамленная компьютерной рамкой, воплотившаяся в картину-объект, вернулась в реальное пространство. И в данном случае - не в Европу, а в Россию. Ее путешествие по России было, как теперь говориться, "задокументировано". Документом стали фотографии: Мона Лиза в поле, в лесу, на Красной площади, на стене деревенской бани, рядом с иконами (икона среди икон), вместе с дорожными знаками (знак среди знаков), в сгоревшем автомобиле, на сочинском пляже, на телеграфном столбе, посреди шишкинского пейзажа. Что интересно, эффект дематериализации объекта, напоминающего экран, дает возможность внедриться в реальное пространство именно с такой степенью вариативности. Это и отличает данную Мону Лизу от ее бесчисленных предшественниц. Это не картина, это живая Мона Лиза, вернее, ее дегитальные фотографии - достоверные фотографии, а не компьютерный монтаж.

Георгий Пузенков не полагается на мнимое появление новых тем только за счет обращения к новым техническим методам изображения. Он берет за основу понятное благодаря традиционности средство живописного изображения, что позволяет не приносить дисcкусию о содержании произведения искусства в жертву поверхностной эффектности техногенных изображений.

Георгий Пузенков закончил Институт электронной техники (1977) и факультет искусств Московского полиграфического института (1983) в Москве. Живет и работает в Кельне и Москве. Последние десять персональных выставок состоялись в различных городах Германии, в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург) и Государственной Третьяковской Галерее (Москва).

Работы хранятся в ведущих собраниях частных коллекций, галерей и музеев мира.



полный адрес материала : http://old.guelman.ru/gallery/moscow/mona-liza/