Guelman.Ru
Современное искусство в сети


Нацпром


Олег Тистол, Николай Маценко
23 октября 2002 года в 18 часов
приглашаем Вас на открытие выставки

"НАЦПРОМ" - национальная промышленность, национальный промысел. Наверное, современное искусство отчасти оказалось уже в роли этакой интеллектуальной матрёшки или балалайки в эпоху деконструкции. В самом деле, основная проблема кураторской и художественной мысли стран, не входящих в СИ старого и нового света, состоит в пресловутой "identity". Приходится соответствовать и представлять "дым отечества", как некий особый "parfume". Но может не стоит так напрягаться: время расслабиться и получить удовольствие от этой смены масок, перьев, бус и клюкв. И тогда, в этом чаду мультикульрного карнавала, художественный промысел может показаться божественным....

23 октября- 16 ноября 2002
Галерея Марата Гельмана
тел. 238 84 92, 238 27 83, 238 40 40
М.Полянка, 7/7, стр. 5 (м. Полянка)

ПУБЛИКАЦИИ

Олег Тистол, Николай Маценко


Бог знает, что имели в виду своим "Нацпромом" киевляне ОЛЕГ ТИСТОЛ И НИКОЛАЙ МАЦЕНКО. Богатством "Нацпром" напоминает чем-то фонтан "Дружба народов": живопись, объекты, скульптуры, сикхов, камерунских мальчиков, индейцев и еще каких-то пестрых негритянок в национальных одеждах, а именно без ничего, - очень зрелищно. Возможно, киевляне приехали предъявить какой-то национальный вопрос, но зрелищность - прежде всего. То, что составляет конкурентоспособный украинский экспорт последние пятнадцать лет: тогда, пятнадцать лет назад, это называли "украинской волной" и "новой живописью".

Константин Агунович
Источник: Афиша

*****

Ой, Вань, гляди, какие клоуны
Нацпром. Живопись и объекты Олега Тистола и Николая Маценко


Что вы знаете о современном украинском искусстве? Уверен, что вы ничего о нем не знаете и подсознательно представляете киевского художника этаким гарным хлопцем в шароварах и шматком сала под мышкой. Окраинные (по отношению к просвещенному Западу или бывшему Большому брату) культуры обречены волочь ярмо местной экзотики с тем, чтобы понравиться бледнолицым. Точнее, чтобы быть более понятными. Так возникла в сегодняшнем мировом искусстве модная тема identity - откровенная спекуляция на малых сих, которую сами малые поддерживают и одобряют.

Но киевские художники не хотят мириться со сложившейся конъюнктурой. Только бунт их принимает формы покладистости и точного соответствия международному уставу. Подвох выдает излишек того и другого.

Короче говоря, киевляне Тистол и Маценко предлагают рецепты того, как бедным туземцам следует предъявлять миру свою идентичность. Картины и объекты выставки "Нацпром" (что значит "национальная промышленность") зависли где-то между капищем племени мумбу-юмбу и экспозицией музея Гуггенхайма. Живописные портреты хуту, тутси, полинезийцев и американских индейцев решены во вполне сносной для европейца цветовой гамме и очень похожи на стандартные работы современных художников, хотя всякую полуабстрактную пеструю рябь на картинах составляют элементы национальных орнаментов. Деревянные шкафчики из красного дерева напоминают племенные тотемы, ставшие товаром дорогих дизайнерских салонов. Огромная бронзовая голова африканского вождя, демонстрирующая неискоренимую тягу африканцев к высокой классике, вполне сгодилась бы и для Лувра.

В серьезность выставленного начинаешь верить. Если бы не фон для него. Тистол и Маценко превратили стены галереи в сплошное цветастое панно с розочками - нечто среднее между мещанскими обоями и подарочной упаковкой. Тем самым зрителю не просто намекают, а орут в самое ухо: "Перед тобой, дорогой, китч. Ужасный, позорный китч!" Но и картины, и скульптуры в самом деле узнаваемы, а оттого хороши.

Источник: Еженедельный журнал

*****

Как придумать идентичность для туземца

Нацпром
жанр: живопись и графика
участники: Николай Маценко, Олег Тистол

Два киевских художника предложили молодым народам, азиатским, африканским, американским, свою помощь в репрезентации национальной идентичности. В глобальном мире, где все уравнены и перемешаны до неузнаваемости, с ней постоянные проблемы. Куда как легче идентифицировать себя с "IKEA" или "Макдональдсом", чем с родной березой или саванной". Различать племена предлагают незатейливо: по одежде, цветам, орнаментам, символам, племенному макияжу. Получились 10 элегантных картин маслом на холсте в легкой уорхоловской манере, 4 красивых деревянных объекта и прекрасная бронзовая голова туземского вождя. И все это на фоне очень по-украински крашеных в желто-зеленый цвет стен с большими красными розами на них. Сразу видно: национальному обрусевших и осоветченых киевлян учили настоящие специалисты своего дела из истинно национальной Галиции и Волыни. Помню, как лет 20 назад я спросил западно-украинскую художницу Надю Пономаренко, изображающую одних только слепых и чубатых бандуристов: "Поль Гоген, создатель таитянской идентичности живописец, - это французский или таитянский художник?" Но ответа не получил. А вот киевляне ответствуют грамотно. Они то хорошо знают, что национальную идентичность сконструировать - раз плюнуть.

Владимир Сальников
Источник: INOUT




полный адрес материала : http://old.guelman.ru/gallery/moscow/natsprom/