16.10.2019 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English


























Пока петухи не пропели


Иван Плющ

3-30 ноября, 2011



Заседание. 2011. Холст, акрил, 100x100 cм (19 частей)

Заседание. 2011. Холст, акрил, 100x100 cм (19 частей)
Эпизод 3. 2011. Холст, акрил, 150x150 см

Эпизод 3. 2011. Холст, акрил, 150x150 см
Эпизод 4. 2011. Холст, акрил, 150x150 см

Эпизод 4. 2011. Холст, акрил, 150x150 см
2011. Дерево, металл, двигатель, h=261 см

2011. Дерево, металл, двигатель, h=261 см
Полная экспозиция
Концептуальный формализм: именно так Иван Плющ сам называет свой стиль. Суть объяснений в том, что любая форма и любая стоящая за ней идея обречены на стирание временем – постепенно-печальное или внезапно-разрушительное. Однако выявить это смывание можно только формально (отсюда "формализм") – схватив и запечатлев критический уровень исчезновения образа. Речь идет о попытке остановить реку, в которую невозможно войти дважды, и запечатлеть поверхность воды во всех подробностях. Картины фиксируют момент ключевого срыва точки сборки – когда лежащая в основе формы жизненная идея вдруг оборачивается своей противоположностью.

Стремясь описать процесс разрушения концептуальной целостности – текучесть времени как таковую – художник оказывается на тонком рубеже между четким реализмом образа и свободно струящейся абстракцией. На практике речь идет о применении удачно найденного приема, ставшего отличительной чертой стиля Плюща: его полотна всегда узнаешь по портретным силуэтам, стремительно вырывающимся из красочного слоя. В отличие от прославленных coulee Сезара, краска на которых вяло и густо течет вниз сама по себе, краску с холстов Плюща словно сдувает невидимый мощный вихрь – как воду с лобового стекла гоночного болида. Идея-болид врывается в реальность, которая трансформирует ее на свой лад, переигрывает по своим правилам и в итоге неизбежно разрушает. Столкновение происходит на фоне повседневного ландшафта, тихой и спокойной "картины реальности". Она повсюду, куда ни глянь, никуда не прячется и всегда с тобой. Но ухватить ее невозможно, а если присмотреться, то вдруг видишь картонные задники нагороженных вокруг тебя потемкинских деревень... На полотне же остается след пестрого повседневного шквала, в котором безлично-медийное перемешано с человеческим-слишком-человеческим.

Ветер, шквал – явный образ материального мира, в который попадает картина, со всей его стремительностью, упорностью, настойчивостью умело представить произведение искусства в своих целях. Плющ создает искусство наизнанку: картина уже создана вихрями этого мира, а любые реалии на ее поверхности, которые, казалось бы, генерированы искусственно, как раз и оказываются подлинными призраками современности.

Ветер – лишь грубое средство, неоригинальная метафора: и в искусстве, и в жизни форма воплощает идею лишь на время, а потому уничтожение формы внешне выглядит совершенно безболезненно. Но только внешне: формализм всегда противостоит личности с ее базовыми гуманистическими ценностями, ведь выявляя типологию формы, теряешь ее душевное наполнение.

Формующий картину ветер становится точкой отсчета и предметом художнического разбора. В новой серии работ Плющ выясняет, что уровней понимания и подступа к реальности гораздо больше, чем это кому-то хотелось бы представить. "Пока петухи не пропели" превращают художественный прием в орудие социально-политической критики. Неожиданно выясняется, что подлинно реальны лишь создающие все и вся вихревые медиа-потоки: именно они указуют, предписывают, наставляют, голосуют и считают голоса. Накануне 2012 года эта уникальная серия работ призвана запечатлеть важнейший исторический момент критического стирания формы в масштабах огромной демократической страны. Плющ не затушевывает границ и не искажает реалий. С жесткостью и уверенностью художника он портретирует оболочки современных индивидуумов, на корню стертые массовой культурой и пестрыми масс-медиа, массовыми гекатомбами и массовой программой по повышению рождаемости, верой в справедливость и истину в последней инстанции, сказанную из первых уст. Можно ли еще, пока не поздно, до третьих петухов, отказаться, сбросить с себя весь этот морок досужего концептуального ветра перемен?

Дмитрий Озерков




















Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2019 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования