14.10.2019 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English


























Частные переживания


Алексей Каллима

20 сентября - 10 октября 2006 года



Занимаясь в последнее время фигуративом, сложным синтетическим искусством, требующим подчинения формы избранному сюжету, мои интересы вышли из-под этого контроля на периферию визуальности, в область чистой абстракции.

Целью экспериментов с цветом и беспредметным формообразованием является непосредственное визуальное воздействие. Свое обоснование это процессуальное искусство находит в теории хаоса. Образование турбулентных потоков, фракталов, разрывов, диффузий, завихрений, случайных цветовых и графических соединений является природой этих произведений.

Алексей Каллима


***

В истории искусства найдется совсем немного художников, чье движение отмечено радикальным разрывом со всем ранее сделанным. Внешне это выглядит как отказ от самого себя, внутренне – как железная необходимость. Последовательное развитие одних и тех же тем и идей встречается куда чаще, и именно такое развитие зритель видел у Алексея Каллимы. Исключения – вроде эстетской нумерологической серии фотографий "Хроники", показанной на Арт-стрелке, или двух работ для проекта "Портрет лица" в М'Арсе, где зеркальная поверхность превращалась в изощренную абстракцию, – выглядели именно что исключениями, жестами и не казались этапными. Чего не скажешь о "Частных переживаниях".
В этом проекте Алексей Каллима фактически отказывается от раскрученного бренда "Алексей Каллима". (Оставим газетным критикам обсуждение ребрендинга как темы года.)

В яркой витальной массе абстрактных работ тематизируется ограниченное число основных пластических ходов – разрывы, диффузия, завихрения. Это центральные идеи выставки. Алексей Каллима экспериментирует в основном с ними, предъявляя различные статические варианты трех ключевых пластических деформаций.

Ближе всего к пластическим интенциям проекта "Частные переживания" оказывается гипотеза катастрофы. Подобное предположение слишком контрастирует и с названием проекта, и с цветовым жизнеутверждающим безумием работ. Однако язык абстракции и выносимые на этом языке пластические суждения – весьма внутренняя вещь, подлинно частное впечатление; работы – как бы проявленное глубинное отношение художника с пластическим чувством, онтология которого кажется внешней по отношению к своей рефлексии.

Динамически основные пластические ходы можно вообразить как стадии катастрофы, логика которой вполне универсальна. Сначала лежащие в основании напряжения разрешаются разрывом, затем протестная инерция рассеивает элементы в облако, диффузное пятно – и пластика диффузии настигает художника в цвете; красивейший этап катастрофы. Цвет вообще главный герой этой выставки, и основные открытия Алексея Каллимы – колористические.

Самый пластически насыщенный и интересный этап – завихрения, когда катастрофа исчерпывается, порождая новые локальные формы.

Абстракции Алексея Каллимы инсталлируют в зрительское сознание пластическую логику, которая допускает реконструкцию. Логика катастрофы при всей своей универсальности, разумеется, не полна. Однако, понимая ее инструментальность, мы можем восстановить сюжет отношений художника с пластическим универсумом. Эти отношения в высшей степени трепетны, созерцательны и любовны, и ни в коей мере не катастрофичны. В них много от чувства восхищения метаморфозой – когда зафиксированная белая поверхность становится цветной, фломастер меняет цвет, акварель плывет разводами, наступает момент, когда изображение застывает – чувства, понятные каждому художнику.
Кроме трех основных пластических ходов выставка "Частные переживания" демонстрирует еще массу локальных открытий. В отдельный блок вынесены работы, в которых художник сознательно уходит от любой предзаданной логики, руководствуясь только неким формальным порядком. Этот порядок – свой для каждого произведения – вменяется процедуре создания произведения, он больше всего напоминает процесс шифрования некоего заранее неизвестного потока данных. Произведение в этой метафоре оказывается визуальным кодом.

За пределами фигуративного языка Алексей Каллима исследует выразительные и пластические возможности цвета и поверхности; в своих абстрактных работах он демонстрирует поразительную колористическую чуткость и формальную изощренность.

Алексей Каллима воспринимает окружающее как неиссякаемую возможность искусства, а искусство – как возможность метаморфозы несовершенного мира.

Александр Евангели




















Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2019 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования