Guelman.Ru
Современное искусство в сети


Reverse


Группа "Recycle" относится к тем не слишком настойчиво афиширующим свою позицию современным художникам, которые предпочитают не столько вскрывать проблемы и идти на конфронтацию, сколько искать компромиссы и способы примирения между несовместимыми и противоборствующими аспектами современного мира – разумеется, прежде всего мира концептов и образов, которые и являются вотчиной художников. Их подход, впрочем, сродни деятельности не столько переговорщиков, юристов или психологов, сколько компьютерщиков. Подобно им, участники группы Recycle сосредоточенно копаются в разнообразном культурном и визуальном "софте", который успел понарости на твердом диске коллективного сознания, пытаясь выявить конфликтующие программы" и заставить их не мешать функционированию друг друга.

Самый очевидный конфликт, выявленный в новом проекте художников, "Reverse", уже основательно исследован современным искусством – это столкновение образного ряда и сюжетов классического искусства и реалий современной жизни. Принято считать, что традиционное искусство, знакомое если не по музеям, то по иллюстрациям, обычному человеку понятнее экспериментов актуального искусства. Впрочем, в историю вошли уже и полемические утверждения авангардистов – "Академия и Пушкин непонятнее Гиероглифов" – писали еще в 1912 году русские футуристы – авторы манифеста "Пощечина общественному вкусу".

В новом проекте Recycle пытаются не столько перевести "гиероглифы" классического искусства, сколько найти им новое применение – то есть рециклировать их, посмотрев на них с другой стороны – обратной, того самого "reverse", которым классика направлена не в прошлое, а в настоящее – увидеть в саркофаге мусорный ящик, увековечивший бумажные битвы офисного воина, в "Тайной вечери" – напряженное деловое совещание, и предложив в качестве идеального сюжета для витража подвиги современных "заступников" – комиксных супергероев. Впрочем, Recycle, кажется, идут не столько от современных сюжетов, сколько от современных материалов. Пластмассовая сетка и пластик вряд ли подойдут для "вечного", которому надлежит аккумулировать проходящие века, их назначение – скорее, быть неизменными, как консервы или замороженные продукты.

Впрочем, конфликт классики и современности – только первый, который пытаются примирить Recycle, да и не самый сложный: что-что, а технологии решения подобных проблем в современном искусстве разработаны весьма подробно. Куда сложнее примирить западно-европейскую художественную традицию с отечественными реалиями. Recycle – художники очевидно "западнические", ориентированные на европейское и американское актуальное искусство. Вот и Reverse опирается исключительно на европейскую классику (даже саркофаг здесь – античный, а не египетский), и европейскую же актуальность: новый проект напоминает, например, Вима Дельвуа с его готическими эскалаторами, барочными бетономешалками и забранными витражами футбольными воротами. Однако бельгийский художник работал со своей же, европейской классикой, а нашим соотечественникам Recycle приходится работать с импортным материалом – вот и современность у них получается вполне себе глобализированной: сплошь офисы и общество потребления. Работа по устранению конфликтов программ удалась даже слишком: на выставке поневоле радуешься, что мир современного человека – куда более спокойный, безопасный и бескровный, чем тот, что запечатлели классики. Для современных коллизий язык старых драм все равно бесполезен – не делать же псевдоантичный саркофаг с барельефами, представляющими сцены сражений в нынешних горячих точках.

Ирина Кулик




полный адрес материала : http://old.guelman.ru/gallery/moscow/recycle-20100605172237/