Guelman.Ru
Современное искусство в сети


Русский патент


"Русский патент" является логическим продолжением крупномасштабного проекта "Движение в сторону "ЙЫЕ" (1995-96 гг.) и развивает его научно-техническую линию. Выставка представляет собой собрание научно-технических изобретений, сделанных Н.Н.Сологубниковым, провинциальным русским гением, другом и учителем небезызвестного профессора И.П.Баринова, главного персонажа проекта "Движение в сторону "ЙЫЕ".

Изобретения представлены в виде чертежей, технических рисунков, фотографий и отдельных страниц из "Книги патентов" Н.Н.Сологубникова. Отдельный раздел составляют не очень хорошо действующие объекты, например:

"Трехколесный геликоптер"
"Модель громоотвода в натуральную величину"
"Деревянный оптический телеграф"
"Электрический фонограф с мотором"
"Модель - разрез плавучего буя"
и т.д.

*Джорджио Пеллегрини, профессор истории искусств университета г. Кальяри (Италия) представляет свой проект "Планета Пак", посвященный выдающемуся английскому астроному Джорджу Эдгару Мак-Уирвиту, в 1898 г. открывающему планету Пак. Проект состоит из астрономических чертежей, таблиц, фотографий, а также некоторых объектов. Этот раздел дополнен двумя астрономическим рисунком И.П.Баринова, независимо от Мак-Уирвита открывшего ту же самую малую планету и назвавшего ее РИСК. (англ. PUCK, русск. РИСК). Характерно, что открытие английского астронома, сделанное в конце прошлого века, представлено качественной астрономической фотографией, в то время, как открытие русского ученого, сделанного в 1968 году, кое-как нарисовано на куске темной ткани. Проект "Русский патент" включает в себя одноименную книгу, содержащую жизнеописание Н.Н.Сологубникова, сведения о важнейших его открытиях, а также цитаты из "Книги Патентов", собственноручно составленной великим изобретателем. Здесь же представлен раздел, касающийся жизни и научной деятельности Дж. Э. Мак-Уирвита.


Передвижной бестиарий в Летнем Саду
Фёдор РОМЕР о выставке в "Итогах" (25-98)

К любимому народом митьковскому искусству эстеты-профессионалы всегда относились с некоторой брезгливой опаской. Но когда митьки-художники превратились в обронзовевших классиков, а митьки-человеки - в благопристойных граждан, когда жизнь и творчество, некогда слитые митьками в едином алкоголическом потоке, оказались разделены - стало понятно, что именно митьки первыми в русском современном искусстве заговорили на модную заграничную тему национальной identity, причем на языке собственного коллективного тела. Ныне братки научились более опосредованным формам, зауважали инсталляцию и изощренную концепцию, от речи прямой перешли к речи косвенной, но остались верны теме русских архетипических особенностей. О них и два проекта Флоренских. Выставка "Русский патент" в Галерее М. Гельмана и сопровождающая ее небольшая книжка посвящены "творческому наследию" выдуманного рационализатора-самоучки из Тутаева Н. Н. Сологубникова. Он же - друг и учитель профессора Баринова, героя предыдущего проекта Флоренских "Движение в сторону Йые". Открытия Сологубникова в виде чертежей, рисунков и действующих моделей-объектов и составили экспозицию. Но смысл ее не в том, чтобы просто позабавить публику видом парящего геликоптера, сделанного из велосипеда. Сологубников - фигура архетипическая. Он воплощает основное, пожалуй, свойство русской истории и культуры - ее осознанную вторичность или, скажем мягче, ее тавтологичность. Потомок Левши, вусмерть очарованного аглицкой блохой, Сологубников был знаком с достижениями западной цивилизации. Правда, стараясь догнать и перегнать Европу, он лишь изобретал очередной велосипед или обессмысливал чужое изобретение (подкованная блоха, как известно, не смогла танцевать), но радостно смирился со своим уделом. Посему Флоренские называют Н.Н. Сологубникова "заправским постмодернистом". Россия - родина не только слонов, но и постмодернизма. Для подтверждения вторичности как национального свойства великороссов к участию в проекте привлечен итальянский профессор Джорджио Пеллегрини. Он предложил историю про фиктивного английского астронома Мак Уирвита, открывшего в 1898 году малую планету PUCK. Ее же под именем РИСК открыл и И.П. Баринов, только в 1968 году. Примирением с фатальной российской тавтологичностью и зацикленностью на прошлом смотрится проект "Передвижной бестиарий в Летнем Саду". (В Москве представлен видеоотчет о выставке Флоренских, прошедшей в Летнем Саду в мае этого года, а также шелкографические фантазии на тему выставки.) Выставляя на потеху зрителей чучела зверей-архетипов (ресторанный медведь с подносом, военная собака-связист и т.д.), художники, по их признанию, наследуют отечественной традиции зверинцев-балаганов "в местах массового скопления публики". Необходимая вещь для коллективной психотерапии: коли есть в Летнем Саду бестиарий - значит, не прервалась связь времен! Судя по отзывам прессы, близкие к народу митьки и тут попали в точку. Народ ликовал, бродя по замкнутому кругу собственной "постмодернистской" identity и являя собой образец передвижного бестиария...



полный адрес материала : http://old.guelman.ru/gallery/moscow/rus-patent/