16.04.2024 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English


























Телесное пространство


группа АЕС, Гия Ригвава, Александр Бренер

1995 год



Из каталога проекта

В. Мизиано
Поэтика "АЕС" - говорить о теле

Достаточно очевидно, что проблематика телесного призвана быть альтернативой рациональности. Тело заявляет о себе в полный голос, когда идеологизированные модели мира теряют свою эффективность. В реальной практике проблематика тела проявляет себя в двух основных ипостасях: можно либо говорить о теле, либо заставить говорить тело. На художественной сцене эти две ипостаси осуществляются в работе группы "АЕС" и Александра Бренера.
Говорить телом - значит искать форму высказывания, которая на попадает под традиционные формы аналитического описания. Нужно отказаться от казуальных связей, от нарративной логики, от конкретных институционального контекста и адресата высказывания. На этом строится поэтика тела Бренера и противостоящая ей поэтика "АЕС" - поэтика говорения о теле,- неизбежно должна принимать и казуальную логику, и традиционную институциональность. Их высказывание носит характер обстоятельного научного исследования и имеет форму традиционной профессиональной инсталляции. Работа Бренера предполагает явление тела как такового, в то время как работа "АЕС" ставит своей задачей демонстрацию тела. "АЕС" тело - это объект, у Бренера - тело предстает как зрелище.
Тело как обьект предполагает, что оно лишено подлинности - оно лишь объект исследования. Оно лишено целостности и предстает насеченным на фрагменты. Оно лишено всех признаков органики - запаха, фактуры, физиологических отправлений и т. п.,- и предстает как чистая люминированная поверхность. Жизнь тела - это как раз то, что волнует поэтику Бренера, так как телесная органика - это и синтаксис и грамматика языка тела. В то время как целостность тела - это неизбежная презумция говорения телом, так как художник и его тело в этом случае представляют собой тождество.
В этой ситуации главная проблема поэтики "АЕС" сводится к тому как описать тело, не прибегая при этом к структурам рациональности. Единственный выход здесь "АЕС" видит в том, чтобы выявлять эти структуры в чистом виде: т. е. демонстрируя тело, демонстрировать одновременно и сами процедуры его описания. Поэтому драматургия их инсталляции в своей концептуальности лапидарна до схематизма. Тело как объект структурируется по принципу очевидности: череп, ступни , дыры и т. п. Онтология тела проста до элементарности: кожная поверхность, горячее, холодное.
Иными словами рациональные процедуры сохраняются в поэтике "AEC" в той мере в какой ее подлинная задача есть деконструкция рациональности.
Когда Бренер обращается к телу, его интересует скрытые в нем коммуникационные возможности. Эта коммуникация, коренясь в сфере предрационального обладает для него статусом сущности и универсальности. Это и гарантирует ей возможность породить совершенно новое высказывание. "АЕС" не верят в возможность совершенно нового высказывания: новое возможно только через апелляцию к уже состоявшемуся. именно поэтому высказывание "АЕС" лишено сущности: оно являет собой невозможность сущности как таковой. Поэтому сущности лишен и универсализм высказывания "АЕС". Он носит назывной описательный характер. Точно так же как он лишен и целостности. "АЕС" достаточно продемонстрировать феноменологическое многообразие телесной поверхности, чтобы обеспечить своему высказыванию статус универсальности. Они могут расширить или сузить количество элементов своих работ и ничего не изменится в их сущности. Совершенно различны у этих авторов и способы конституирования аутентичности своего высказывания. Говорящее тело Бренера подтверждает свои слова самим собой: болью, кровью, увечьем и т.п. В инсталляции "AEC" испытания плоти не переживаются, а лишь демонстрируются: аутентичность их высказыванию гарантировано тем, чем оно с программной откровенностью не претендует на аутентичность.
Наконец, совершенно различны модальности открытости поэтики Бренера и "АЕС". Сферой интересов работы Бренера может стать любое явление, важно лишь, чтобы оно им расценивалось как значимое. Предметом демонстрации в инсталляции "АЕС" может быть лишь то, что имеет отношение к тру, даже если оно и лишено какой-либо значимости. Поэтому вполне естественно, что Бренер как частное проявление телесности становится элементом работы "АЕС". В случае же, если высказывание Бренера будет обращено к "АЕС", это будет для него фактом личностного выбора.

Пресса о проекте

"Телесное" прстранство" Д. Силин

"АЕС - группа художников: Арзамасова, Евзович, Святский. Они соединили свои заглавные буквы в 87-м году. С тех пор выставляются вместе....Их дело - тело. Их тема - человек, который может быть измерен, разъят на куски, сфотографирован, увеличен по частям. Человек - это его тело. Тело - это его части. Это истина хирургии. Это истина художников группы АЕС. От бумажной архитектуры к изучению конструкции человека - вот путь эволюции АЕСов. Художники - хирурги на выставке "Телесное пространство" в залах ЦДХ - это три разных лица, которые сливаются в одно безликое тело : "АЕС". "Самые важные части - отверстия, с помощью которых человек и внешний мир обмениваются своими продуктами, - обладают своею собственной жизнью. Независимые фрагменты собираются в два тела : справа и слева от входа, одно мужское, другое женское..."

"Анатомия превращается в географию"
М. Боде. "Коммерсант - Daily" N 105. 08.06.95

"Тело как тему препарируют на художественных выставках и в специальной прессе уже лет пять. Раньше и больше в западном искусстве, позже и меньше в отечественном. С прохладной отстраненностью у них, с горячечным энтузиазмом у нас"
"...АЕС, предоставившей свой диагноз "телесного". Инсталляции группы "Поверхность тела" на первый взгляд хирургическая, по сути же - терапевтическая, даже психотерапевтическая"

"От музеев до банков" "Стас" N 2. 1995.

" Выставка "Телесное пространство"... демонстрировала последний из антропометрических проектов группы АЕС...в поэтическом обрамлении признанного боди-артиста Александра Бренера и не менее признанного видеомэтра Гии Ригвавы ...Хотя в каталоге утверждалось.что "проблематика телесного призвана быть альтернативой рациональности" (В. Мизиано), серьезное эссе философа В. Подороги "Тело, анатомия и мир объектов" настраивало зрителей на то, чтобы с почтением взирать и внимать"



















Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2024 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования