| Галерея Гельмана представляет новый проект Авдея Тер-Оганьяна, который последнее время живет в Берлине, все еще находясь в положении политэмигранта. Он продолжает работать в жанре живописи и в новых полотнах не отказывается от использования присущего ему метода апроприации. Но в данном случае автор доводит до безусловного абсурда некогда избранную им стратегию создавать «искусство об искусстве»: его последняя серия абстрактных картин представляет собой интерпретации его собственных работ пятнадцатилетней давности.
В начале 90-х Авдей выступает под видом провинциального автора, копирующего известные произведения модернизма ведущих направлений XX века - кубизм, абстрактный экспрессионизм, поп-арт. Наивная искренность поклонника авангарда воплощается в серии «Картины для музея». Авторский пересказ модернизма, предложенный Тер-Оганьяном, уже тогда предполагает, что внутри произведения присутствуют два смысловых уровня, и первый, внешне очевидный ход сопровождается тонким культурологическим комментарием, поданным под видом собственного толкования избранной живописной манеры.
Затем появляется серия «Ненормативная живопись», где он предлагает уже новую интерпретацию модернизма, внедряя бранные слова в музейные шедевры, сначала русские, а затем и иностранные. Здесь основным элементом становится текст, с помощью которого, по замыслу художника, в модернистскую картину возвращается ее исторический авангардистский смысл, ее подлинная внутренняя энергия. По убеждению художника, каждое произведение модернизма являлось в свое время «ненормативным», однако впоследствии утрачивало свою революционность по мере превращения в музейный шедевр. Ненормативность авангардной живописи можно вернуть только с помощью ненормативной лексики.
Автор, в своей непреходящей любви к модернизму, продолжает искать новые объекты поклонения, которое он выражает через подражание, и, в конце концов, находит их в собственном творческом наследии. Как и в предыдущих проектах, где не ставилась задача буквального копирования известных шедевров, а лишь предлагалась достаточно вольная интерпретация уже известного изобразительного языка, новый проект предлагает трактовку собственных модернистских экспериментов конца 80-х – нескольких «полосатых» абстракций, нарисованных от руки.
Сегодня с нарочитой основательностью Авдей методично покрывает полутораметровые холсты теперь уже ровными диагональными «полосочками», как бы намереваясь создать по-модернистски серьезные произведения, но при этом постоянно грубо нарушая минимализм и точность геометрического рисунка, то «неаккуратными» подтеками, то широкими мазками, то цветовыми растяжками. Кроме того, он, видимо, не в состоянии сосредоточиться только на самом себе и хотя бы на время забыть об истории искусства - прерывая диагональные линии, посреди его холстов появляются то дюшановский «Фонтан», то «Красные квадраты».
Наталья Филоненко
|