28.03.2024 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English


























Украинские X-files


Василий Цаголов

16 января - 3 февраля 2003 года



Траектория творческого пути известного киевского художника Василия Цаголова любопытна и показательна, прежде всего, тем, что проходит по всем кульминационным точкам художественного процесса последнего десятилетия ушедшего века, никак не умаляя при этом своеобразия его авторского подхода. Так, отдав дань всеобщей увлеченности живописью в первое пост-советское пятилетие, Цаголов в середине 1990-х годов практически оставляет ее. В эти годы его работы реализуются в жанрах видео, фотографии, объекта и инсталляции, сохраняя при этом характерный для художника эротико-криминальный накал сюжетов. Однако на рубеже столетия Цаголов вновь возвращается к картине - и вот уже в течение двух лет работает над серией, которые галерея Гельмана сегодня представляет в Москве - "Украинские X-Files".

Хотя на первый взгляд художник использует в своих работах парадоксальное сочетание украинской пасторали и современной интернациональной мистики, нельзя считать это противопоставлением низкого - бытового и высшего - трансцендентного начал. Ведь для современного человека крестьянский бытовой жанр ничуть не менее экзотичен и неосязаем, что и "X-Files". Это явления одного порядка и происхождения - телевизионного. Соединение мистики и обыденности снимает остроту сюжетного представления и дает возможность увидеть особенности самого пластического языка живописи, в котором, собственно, и заключается основное содержание данных работ.

"Украинские X-Files" представляют собой жанр пасторали, написанной alla prima, то есть приемом, создающим ощущение, что картина создана непосредственно на лоне природы. Этот прием был очень популярен у импрессионистов, многодельные студийные полотна которых казались поэтому этюдами, написанными за нескольких часов в саду. Изображая своих осциллирующих рогатых персонажей в полях или за музицированием, Цаголов имеет в виду несколько иной характер "непосредственного впечатления" - то единение с природой, которое вдохновляло импрессионистов, сменяется сейчас утверждением неделимости виртуального и реального, фантастики и обыденности. Всем тем, кто полагает телевизионный оккультизм увлечением вполне невинным, это дает повод еще раз задуматься о последствиях подобного микса фантастики и реальности в головах наших современников.

Проблема разгоряченного сознания, вовлеченности в непрерывное производство фантазмов, которое не оставляет население бывшего СССР вот уже много лет, очень тревожит и Василия Цаголова. Поворот художника от криминальной тематики, характерной для 1990-х, к теме масс-медийных иллюзий и бреда можно считать указанием на новую угрозу, куда более опасную уличных разборок и стрельбы. Ведь исторические параллели показывают, что реакционная "культура два" (по определению В. Паперного) сменяет революционную "культуру один" именно в период усталости, когда простые демократические социальные идеи сменяются разного рода галлюцинациями о "высшем", более развитом, сильном и загадочном мире.

В своей озабоченности будущим нашей культуры Василий Цаголов не одинок - несколько ранее эту проблему поставила московская группа художников "Инспекция Медицинская Герменевтика", определив ее как "психоделическая контрреволюция". Рецепт, предложенный нашими российскими "инспекторами", чрезвычайно прост и носит сугубо российский национальный характер - подвергнуть разгоряченное воображение обывателя полной заморозке, которая вызовет амнезию и лишит его способности реализовать свои мечтания. Вариант, разрабатываемый киевским художником, носит отчетливый южный оттенок - Цаголов предлагает ослабить мистическую интоксикацию и судорожный оккультизм, наведенный масс-медиа, путем распаривания, растворения в фольклоре. По образному выражению художника, лучше топить паранормальное в борще: "бульк - и нету".




















Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2024 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования