| Виталий Комар "Мой выбор – пейзаж с Мавзолеем"
Лет десять назад, вместе с Аликом Меламидом и центрами по опросу населения, но главное, в соавторстве с тысячами опрошенных людей, мы сделали открытие. Сбылась мечта Ленина: стало ясно, какое искусство нужно народу!
Оказалось, что в разных странах большинство населения, независимо от образования и дохода, предпочитает голубой пейзаж. Таким образом, в живописных пристрастиях сходства между народами больше, чем различий. Особенно близким мне показался пейзаж "Выбор итальянцев", с его безлюдностью и сочетанием реальных объектов с фантастическими. Китайский – привлёк меня большим форматом, а русский – знакомым стремлением к духовности.
В детстве я очень любил писать пейзажи. "Выбор народа" разбудил старую любовь. В какой-то момент я вспомнил надпись на храме Аполлона в Дельфах и, закрыв глаза, спросил себя, – а какой пейзаж хочу я сам? Каков мой выбор? Так в соавторстве с богом искусств родилась идея "самоопроса".
Задавая себе вопросы, которые когда-то задавал другим, я увидел многие недостатки старого опросника. Некоторые важные вопросы пришлось изменять.
В последнем варианте "Мой выбор мог бы быть иным. Самоопрос" и работа над пейзажем шли одновременно с другим моим проектом "Три выходных". И эти проекты влияли друг на друга. В них я соединяю "Соц-арт" и "Духовку" – главные течения нонконформистского искусства моей юности.
*** Приложение
Как я уже говорил, в процессе "самоопроса" я увидел недостатки ряда вопросов, которые когда-то задавал другим. В старый опросник пришлось внести изменения. Перечислю наиболее важные:
1. С самого начала я понял, что у меня нет ответа на вопрос о любимых художниках. Когда я заменил его на вопрос о любимых картинах, то сразу представил любимые с детства "Над вечным покоем" Левитана, "Еврейское кладбище" Рейсдаля и "Аббатство в лесу" Фридриха. Разные по стилю, эти кладбищенские пейзажи стоят передо мной в одном ряду с поэзией Екклезиаста и мавзолеем Ленина. И я увидел Мавзолей как важную часть моего пейзажа.
2. Не было однозначного ответа и на вопрос: "Ваш любимый цвет?" – я предпочитаю сочетание нескольких цветов.
3. В опроснике не было ни слова о выборе между горизонтальным, вертикальным, квадратным или круглым форматами картины. Ни слова о диптихах, триптихах, пентаптихах и подобных инсталляциях.
"Мой выбор" стал большим горизонтальным пейзажем из пяти вертикальных холстов, повернутых лицом к круглому зеркалу в центре мандалы.
4. К сожалению, в "Выборе народа" не обсуждались мандалы и медитация; визуальные символы и метафоры; симметрия и асимметрия.
Благодаря медитации "самоопроса" прояснилась моя любовь к образам небесной геометрии, где квадрат – древний символ земли, круг – символ неба, а треугольник – духовность.
Я увидел, что пейзаж – это круг над квадратом, небо над землей, что деревья – колонны, небеса – купол, природа – храм. Храм для всех.
5. Не было в "Выборе народа" и вопроса о сочетании изображения со словом. В свой пейзаж я включил тексты. Например: "Три выходных – светлое будущее всего человечества!". Или: "Пятница, суббота, воскресенье". Эти надписи связывают "Мой выбор" с другим проектом – "Три выходных". Для меня сочетание сакральных дней основных религий – это не очередной экуменический диалог, а детская мечта о счастливой семье. Мои родители, как и полагалось членам партии, были атеисты. Тем не менее, причиной их развода стало то, что в семье отца были живы традиции христианства, а в семье матери – иудаизма. Увы, тогда был только один выходной день!
6. В "Моем выборе", как и в "Трех выходных", я соединяю главные течения нонконформисткого искусства моей юности: "Соц-арт" и "Духовку". В старом опроснике они не упоминались.
|