| Выбор Марата |
| 28 февраля - 19 марта 2007, Музей Революции (Тверская, 23)
|
| Презентация книги "Галерея М. Гельмана. 15 лет" и приуроченная к ней выставка "Выбор Марата".
28 февраля 2007 г. Москва, Государственный Центральный Музей современной истории России
Участники выставки:
АЕС+ф Дмитрий Гутов Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева Алексей Каллима Александр Косолапов Ербол Мельдибеков Георгий Острецов Синие Носы Авдей Тер-Оганьян Давид Тер-Оганьян Василий Цаголов Диана Мачулина
Фонд содействия современному искусству Марата Гельмана представляет книгу-каталог, посвященную 15-летию галереи Марата Гельмана – одной из первых и самых успешных галерей актуального искусства в России.
За 15 лет Галерея М. Гельмана вывела на арт-сцену целую плеяду художников, стала организатором более чем четырехсот выставок современного искусства, и только в ретроспективе становится понятна глубина, масштаб и точность избранной стратегии. Каталог иллюстрирует фрагменты сделанного, за которыми встает грандиозная картина становления нового искусства России. Героями 560 страничной книги стали ведущие художники московской арт-сцены и самые масштабные проекты Галереи Гельмана.
Книга, выстроенная в хронологическом порядке, открывается эссе Марата Гельмана о том, как все начиналось. История становления галереи неотделима от новейшей истории искусства России. Деятельность галереи во многом определила русло и все основные тенденции отечественного contemporary art.
"Проекты" – самый большой раздел книги. Он начинается с "Конверсии" (1993 г), за ним следуют "Телесное пространство", "Компромат", "Новые деньги", "Динамические пары", "Искусство против географии", и другие столь же значимые и резонансные проекты. Завершает блок "Россия 2" (2005). Каждый проект – событие в отечественном искусстве, звучавшее в унисон с эпохой и усиленное реакцией СМИ и общества. Сегодня по этим проектам мы представляем время. Работавшие с Гельманом люди вспоминают о том, как его проекты меняли культурное пространство. Драйв 90-х отчетливо слышен в воспоминаниях Анатолия Осмоловского, Олега Кулика, Богдана Мамонова и др.
Вторая часть книги называется "Бренд Гельман", поскольку именно с галереей Гельмана с середины 90-х широкая публика ассоциирует современное искусство. Галерист рассказывает об отношениях с художниками, после чего следует блок материалов о круге художников. Третья часть посвящена существующей арт-системе. Она включает программные тексты Гельмана и аналитические статьи о месте галереи на российском арт-рынке и в общественном сознании. Завершает книгу интервью с Маратом Гельманом о перспективах развития современного искусства.
Сегодня галерея Гельмана выглядит состоявшейся, открытой и влиятельной институцией. Это одна из немногих частных галерей в России, которая тесно сотрудничает с ведущими музеями – Государственным Русским музеем и Государственной Третьяковской Галереей. Галерея Гельмана передала в дар Русскому музею в Петербурге значительную коллекцию произведений современного российского искусства. В Москве совместно с Третьяковской галереей стартовал долгосрочный проект "Личные итоги первого десятилетия" – серия персональных выставок художников галереи.
Заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский: "За полтора десятилетия Гельман выстроил свою линию в галерейном деле и прочно вошел в западноевропейский художественный контекст".
Галерея Гельмана сформировала исчерпывающее собрание искусства 90-х годов. "Это было время второй оттепели", – говорит М. Гельман.
В сентябре 2005 года Марат Гельман вместе с двумя коллекционерами искусства – Александром Смузиковым и Виктором Бондаренко – организовал Фонд содействия современному искусству. Усилия фонда направлены на развитие культурного пространства и создание среды, в которой искусство начинает существовать как живой актуальный процесс. Фонд нацелен на поддержку всего прогрессивного и имеющего потенциал к росту. Приоритетные задачи в деятельности Фонда – популяризация современного искусства, формирование и развитие соответствующей информационной среды, поддержка художественной критики и культурной журналистики, кураторские проекты, организация выставок в российских регионах и по всему миру. За недолгий срок существования в активе фонда выставка "Россия-2", цикл выставок художников Фонда в Третьяковской Галерее (первой в цикле стала выставка Дмитрия Гутова), открытие постоянной экспозиции произведений актуального искусства в Мраморном дворце Русского музея, проект "Оттепель" в январе 2007 г. там же, недавно завершившийся масштабный проект Георгия Острецова в Московском музее современного искусства. Фонд осуществил поддержку издания персональных каталогов Дмитрия Гутова и группы "Синие Носы". Готовится к печати каталог Георгия Острецова. Совместно с Министерством культуры Фонд финансировал российское участие в Венецианской архитектурной биеннале 2006 года. Экспонентом павильона стал архитектор и художник Александр Бродский, с давних пор сотрудничающий с галереей М. Гельмана. Благодаря поддержке фонда развивается главный российский портал по современному искусству GIF.Ru.
Самые яркие, талантливые и перспективные художники стали стипендиатами Фонда: группа АЕС, Дмитрий Гутов, Алексей Каллима, Александр Косолапов, Ербол Мельдибеков, Георгий Острецов, группа "Синие Носы", Авдей Тер-Оганьян, Василий Цаголов. Фонд Гельмана продолжает расширять круг художников. В 2007-м началось сотрудничество с Дианой Мачулиной, Давидом Тер-Оганьяном, Дмитрием Врубелем. Юбилейные мероприятия галереи Гельмана открылись масштабной выставкой "Оттепель" в Русском музее, которая продолжила постоянную экспозицию "Дар Марата Гельмана". Завершаются они выставкой художников Фонда в Государственном Центральном Музее современной истории России.
В актуальном искусстве воплощается сложный опыт современной России. Сегодняшние процессы в русском искусстве по своему масштабу и значению сопоставимы с расцветом художественной жизни начала прошлого века. Фонд Гельмана стремится донести понимание этого факта до соотечественников и западных ценителей искусства.
| | |
|