29.03.2024 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English

























Новости Культурного Альянса


В рамках ярмарки "Арт Москва" Галерея Гельмана представила выставку "NEO GEO. Современное грузинское искусство"

На VIII ярмарке "Арт Москва" (25 - 30 мая, ЦДХ) Галерея Гельмана представила выставку "NEO GEO. Современное грузинское искусство". "NEO GEO" – выставка произведений современных грузинских художников трех поколений: тех, кто начинал свой творческий путь еще при «перестройке», в конце 1980-х годов; поколения, сформировавшегося в середине 1990-х; новых художников, учившихся за рубежом и вернувшихся на родину год или два назад.

Контакты с современным грузинским искусством, которые складывались в последние годы у российских художников и кураторов, были не слишком частыми и продолжительными. Зато приходились они каждый раз на новую историческую ситуацию, которую переживала Грузия на протяжении 1990-х годов.

Первый постперестроечный период в грузинском искусстве был отмечен двумя живописными тенденциями: во-первых, абстрактным экспрессионизмом, который исповедовала группа художников во главе со старейшиной и учителем Александром Бандзеладзе. Во-вторых, это была трансавангардная фигуративная живопись, которая расцвела в коллективной мастерской при театре Марджанишвили, где работала группа выпускников Тбилисской академии художеств. И хотя, по сути, это были явления одного порядка (поскольку и абстракция была «второго отжима», то есть постмодернистским неоэкспрессионизмом), близости между этими художественными группировками не было. Разница поколений, которая сегодня может показаться смешной: пять-шесть лет, в то время предопределяла абсолютно разные художественные ориентиры и стратегии поведения. Старшие всецело принадлежали советской эпохе, были ориентированы в сторону Москвы (а в прицеле – Нью-Йорка), хорошо знакомы со столичными художественными кругами (дружили с художниками с Фурманного переулка, с кураторами как Леонид Бажанов и Виталий Пацюков), выставлялись в «Эрмитаже» в Беляево и мечтали уехать на пмж в развитые страны типа Германии, Франции, США.

Другие же, условно говоря, мастерская Марджанишвили, чувствовали себя уже европейскими, точнее, восточноевропейскими художниками. Они участвовали в зарубежных выставках, получали там же различные гранты и стипендии, но уезжать навсегда не собирались. Именно им и их творчеству была отведена историческая роль представлять грузинское искусство в середине 1990-х годов в России. Автору этих строк в это время довелось организовать две выставки с участием художников из Тбилиси: «From Tbilissi» (в рамках Цетинской международной биеннале, 1994) и «Картезианские размышления и опыты сердца» (Москва, 1995). В 1996 году была проведена ответная акция – выставка пяти российских художников в Тбилиси, на фестивале «Пиросманоба».

Надо признаться, что, несмотря на горячие дружеские чувства между художниками, которые зародились в результате этих проектов, какого-то единства или, по крайней мере, минимальной общности художественных поисков тогда наблюдать не пришлось.

В Москве грузинское искусство было воспринято критикой как «слишком патетическое», в Тбилиси отреагировали на работы москвичей как на насмешку и пародию. Быть может, недостатком этих проектов была ориентация на сложившиеся художественные поколения: Тбилиси представляла все та же компания из мастерской Марджанишвили (хотя были и новые имена – Гела Кинцурашвили, Георгий Сумбадзе), а Москву – художники с Чистых прудов. А опыт показывает, что при отсутствии развитого арт-истеблишмента и института критики порой гораздо ближе и непосредственнее воспринимается самое молодое, радикальное искусство, которое в Москве к тому времени представляли художники с Трехпредного переулка, Анатолий Осмоловский и Олег Кулик.

Поискам новых художников и контактам с новыми институциями в Грузии была посвящена программа «Соответствия» Государственного центра современного искусства в Москве в 2002 году. Благодаря поддержке Министерства культуры РФ в лице заместителя министра Майи Кобахидзе и Посольства Грузии в Москве в лице атташе по культуре Коры Церетели был реализован обменный проект «Georgia: from – to». Поиск новых имен проводился в широком спектре «современной культуры»: ви-джеев, архитекторов, музыкантов, дизайнеров. Но несмотря на то, что в рамках программы было представлено несколько замечательных художественных работ, например, группы «Обледенение архитекторов», Алексея Каллимы и Гоги Дзодзуашвили, институционального сотрудничества, на который была нацелена программа, не получилось. Причиной тому была сложная политическая ситуация, которая, как хочется думать, счастливо разрешилась с течение весны этого года.

Галерея Марата Гельмана представляет проект, рожденный в сотрудничестве с недавно рожденной организацией – Media Art Farm в Тбилиси. На этот раз выставка представляет собой не срез какой-то одной тенденции или персонажей одного поколения, а идейное единение художников разного возраста и художественных воззрений, причем зачастую радикально изменивших свой творческий метод под влиянием новых веяний времени. Так, здесь представлена хирургически-холодная инсталляция «Touch everything except my heart» теоретика абстрактного экспрессионизма Илико Зауташвили, компьютерная анимация восточного ковра бывшего трансавангардиста из мастерской Марджанишвили Олега Тимченко. Молодое поколение, которое представляют здесь Нино Ломадзе и Котэ Сулаберидзе, напротив, возвращается к традиционной живописи, однако предпочитает работать в «официальных» стилистиках географических атласов, учебных пособий и схем.

Если попытаться определить тематическую общность представленных на выставке работ, то самой очевидной объединяющей чертой предстанет своеобразные конструктивизм и инженерия, стремление к выработке новых структурных связей и систем взаимодействия, новой эмблематики и кодов идентификации. Причем эта тенденция может представать как в сугубо ироническом ключе, как новая картография в «Моем Кавказе» Котэ Сулаберидзе, так и в виде псевдоперсональной перверсии, которую иллюстрируют объекты и графика Нино Сехниашвили. А лидер движения, связанного с видеоартом и новыми технологиями второй половины 1990-х годов, чьему влиянию обязаны многие из нынешнего молодого поколения – Кока Рамишвили – представляет скромный внешне «Семейный альбом», в котором необычайно остроумно и едко анализирует ситуацию ложной самоидентификации выходцев из маленькой и почти неизвестной в мире страны.

Одной из наиболее радостных новостей, которую принес нынешний этап взаимодействия с тбилисскими художниками – это известие о желании новых властей Грузии организовать национальный музей современного искусства и начать комплектование его коллекции. В свете этого события выставка грузинского искусства, объединяющая все художественные поколения последнего десятиления ушедшего века, приобретает особое значение – как подготовительный этап будущей музейной экспозиции.


Иллюстрация - Ирина Курмаева. "Конституция пластилинового города". 2002.










Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2024 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования