28.03.2024 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English


























Вертикали


Владимир Логутов

4 февраля -22 февраля 2009
Малая Полянка, 7/7-5




Время работы выставки: среда-воскресенье, 14:00 – 20:00
выходные дни – понедельник, вторник

***

Владимир Логутов – известное имя в столичной художественной жизни. Менее чем за три года этот молодой самарский художник стал олицетворением "новой волны" и одним из наиболее известных авторов российского видеоарта. С января 2009 года он сотрудничает с московской галерей "Риджина". В его произведениях, где натурная видеосъемка используется наравне с компьютерным монтажом, создается завораживающее соединение случайного и намеренного, медитативную повествовательность сопровождает острая авторская рефлексия. Видео Логутова называют живописным – в нем словно оживают лучшие традиции русской пейзажной живописи прошлого.

В то же время, мало кому известна собственно живопись Логутова, которую сам он считает самым близким себе видом искусства. Художник как-то заметил, что рисовал всегда, сколько себя помнит – и в детстве, и в художественной школе, и в институте, и после его окончания. Увлечение видео не заставило его отказаться от кисти, однако выставлять свои живописные работы Логутов не торопился, и на сегодняшний день из его ранних произведений более-менее известны только графическая серия "Распродажа" (2005) и живописная геометрия на основе географической карты мира (Без названия, 2006).

Пару лет назад в рамках персональной выставки1 Владимир Логутов показал совершенно новые работы, в которых виделось стремление наделить живопись теми категориями "случайности" и "стихийности", которые отличают его видео. Это графическая серия "Негативное рисование" – рисунки, созданные обратной стороной карандаша, в то время как автор "правильным" его концом делал вполне конвенциональные эскизы. Также это большие холсты без названия со специально облупленной краской, словно картины хранились в агрессивной среде или невысохшими были выставлены на мороз. В том, как эти работы исполнены, звучит тема перформанса или хэппенинга, когда картина становится звеном в цепи других креативных действий автора. И в то же время концепция творческого процесса, у Логутова отличается от эффектного живописания в эпоху action painting или антропометрии на концертах Ива Клейна. Художник представляет отнюдь не парадную, а, скорее, затрапезную сторону творческого процесса, в которой возможны неудачи, неточности, даже брак2.

Однако и в проблематике ошибки не следует искать параллель с искусством прошлого, в частности, с распространенной на рубеже веков концепцией художника-неудачника, грустного клоуна-пораженца. В том, что живопись Логутова почти вся облезла, нет ни неудачи, ни драмы. Это чистый эксперимент, давший автору неожиданный и интересный результат, от которого он не собирается отказываться.

Ощущение "все еще открытых дверей" искусства – самое удивительное и приятное в творчестве Владимира Логутова. Создается впечатление, что ему неведомы горечь утраты художественных идеалов, стыд по поводу поражения левого движения и страх глобализации, так отравивших поколение 1990-х годов. Кажется, что он не в курсе и относительно воспитательной роли современного искусства, с которой оно не справилось. Его занимает совсем другое – поиск новой выразительности и возможность влиять на образ, разгадывая и модифицируя формальные приемы его создания.

Эйфорию от новых возможностей влияния на образ подарили нам, конечно, цифровые технологии. Но радость обычных пользователей компьютерных программ быстро улетучилась ввиду очевидной тупиковости большинства экспериментов с изображением на экране, главным из которых остается все та же ретушь. Однако Логутов открывает для себя иные возможности за счет того, что отказывается от дискретности образа, в результате чего идеальная глянцевость изображения становится невозможной. Но она его и не интересует, поскольку его занимает феномен потока, будь то чистое время, движение или какой-то другой процесс. Это очень ярко демонстрирует видеоинсталляция "Ожидание" (2006), в которой монтаж происходит внутри движущегося кадра, и открываются бесчисленные возможности вариаций, создающие "дополнительное время" его произведению.

Живопись из серии "Вертикали" – тоже чистая вариативность, можно даже сказать, форма модуляции как таковая, если провести параллель между цветом и звуком. К тому же здесь визуализируется сам феномен стихии: творческого акта или потока сознания, невольной иллюстрацией чего становятся потеки красочного слоя.

Доверяясь стихийному проявлению живописной материи, Логутов, как очевидно, отказывается от тотального контроля над образом, искус которого таится в цифровых технологиях. Тем не менее, принцип "случайного", которого он, как очевидно, сознательно придерживается во всем своем творчестве, здесь входит в активное противодействие с авторской волей, которая в данном проекте также очень сильно проявлена. Художник, прежде всего, задает саму границу – горизонтальную линию, с которой стартуют все его красочные потеки. Иногда эта линия прихотливая, "ступенчатая", или дублируется абсолютно ровной полосой другого цвета.

Вращая холст с еще не застывшей краской, художник оказывает воздействие траекторию капель. Дорожки бегущей сверху вниз, вбок и снизу вверх краски он именует "вертикалями", намекая на их зависимость от сил гравитации в каждом конкретном случае поворота холста. Разнообразие же этих "вертикалей": их кривизна, не параллельность, скособоченность и даже горизонтальность – изящный кивок в сторону относительности любой системы измерений.

____
1 Выставка Владимира Логутова "Дополнительный элемент", Москва, Stella Art Foundation, сентябрь 2007
2 "Брак" – также название выставки в центре M'ARS (2007), куратором которой явился Владимир Логутов.



















Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2024 guelman.ru
e-mail: gallery@guelman.ru
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования