М А К С И М К А № 5

"Memento mori"
Наташа Тургалей

галерея "Navicula Artis", Пушкинская,10, 7 -21.04.2000

"Memento mori" - первый по сути чисто концептуальный фото-проект в Петербурге. В нем есть все: и инсталляция, и провокация, и иностранные участники, и антресольные фотографии и фотографы, и дыры, проделанные в фотографиях, и спонсоры, и мама куратора на открытии, и речи искусствоведов, и недоумение немногочисленной, но избранной публики от метафизической глубины замысла, - от всего веяло искусством, и всех вместе не оставляло чувство происходящего события.
Экспозиция выставки ставит над зрителем, "увлекающимся фотографией", эксперимент: остается ли фотография в собственном качестве, заявляет ли она себя, когда ее встраивают в инсталляцию, или она уже есть нечто другое? Другими словами, как трансформируются "родовые" признаки фотоизображения: "убийство реальности", "смерть мгновения", "дереализация мира"? Бескомпромиссно поставленный вопрос ставит в тупик. Выставка объединяет два смысла смерти: смерть сама по себе и смерть, которую привычно приписывают акту фотографирования. Но это было бы слишком "просто": фотографируй уже-умершее, удваивай смерть (эта стратегия реализована Игорем Лебедевым, который отснял "останки идеологических проектов", - фактурные бетонные блоки аллеи городов-побратимов иначе как мемориал павшим не читаются). Речь идет не только об этом. Здесь возникает иной привычному дискурсу о фотографии сюжет - фотография как жертва. Фотографию приговаривают к смерти, удваивая ее изображение, копируя ее в кладбищенской технике "фото на эмали" (модный ныне жанр) (Дмитрий Виленский), копируя с нее "портрет на памятник" (Андрея Чежин), раня и деформируя ее (детский портрет Дмитрия Пиликина).
Иное, казалось бы, внутренне чуждое напряжению, по-западному легкое и ироничное предъявление "превратности жизни" в инсталляция финской художницы Реньи Лейно "Человек", особенно точное в контексте финской культуры (с ее национальной гордостью - хоккеем), неожиданно попадает в идеологию выставки. Она облегчает излишний драматизм и удручающую "модернистскую серьезность". В гипертрофированной клюшке, занесенной над шайбами с приклеенными фотопортретами, - руке судьбы - легко увидеть символ, оправдывающий присутствие этой инсталляции в выставке. Вдумаемся, ведь судьба распоряжается не только живыми, но и умершими, то есть не только переключает регистр живое/мертвое, но и щелчок клюшки выбрасывает человека из мертвых или напротив "вбрасывает" умершего в историю - в ряд классиков, героев, основателей. У умерших, как и у их изображений, самостоятельная жизнь.
Отдельный сюжет, кажущийся мне знаковым, - взгляд вещей. В замысле куратора сделать раму для окна из фотографий глаз мне виделось лишь одно: устроить диалог со своим собственным "объектом". Какое отношение это имеет к заявленной теме, если не считать, что глаза, взгляд - универсальные символы культуры, стыкующиеся со всеми ее популярными сюжетами? Пожив с образом "глаза и окна", со временем у меня появилось внятное ощущение его уместности. Мы видим не равнодушно смотрящие в небо "голубые глаза огородов" - частотная метафора поэзии Серебряного века, - но взгляд предметов, встречающий смотрящего на них (инсталляция Александра Черногривова). Предметы своими глазами "говорят" о своем (не)желании быть сфотографированными; они провоцируют нас, а, как заметил Ж. Бодрийяр: "Фотографы думают, что фотографируют некую сцену себе в удовольствие - на самом деле, это она хочет быть сфотографированной! Они лишь статисты в ее инсценировке. Субъект есть лишь агент иронического выступления вещей".
Тем, что задевает за живое, выставка противится смерти, она вселяет оптимизм, а ее интенция - Memento vivere. Сталкивая два временных пласта, время фотографии - время ушедшее, но запечатленное в материале - и время реальное, время инсталлирования, фотографы привлекают внимание к изначальному смыслу фотографии.
В инсталляции как таковой открыто участвует фактор времени (например, инсталляция Реньи Лейно едва ли сохранится в первоначальном виде до конца выставки), фото же, встроенные в нее, отсылают к другому времени и состоянию. Нам не пережить их. По сути своей, фотоинсталляция не обращается ни к нашей памяти, ни к оптической иллюзии, ни к аутентичным состояниям. Но именно в инсталляции, в "использовании фотографии как знака" (В. Савчук) возникает возможность понять феномен жанра фотографии, спросив себя, почему же принципиально присутствие здесь именно фотоизображения, почему на шайбах, на могилах, в качестве паспарту для солнечного света не могли быть использованы живописные портреты.
Реализация кураторского замысла Дмитрия Пиликина позволяет такие выводы, например, как: Фотография, представленная не художественным языком, а знаком, имеет все-таки экзистенциальный момент. Не уподобляясь реальности, но воспроизводя ее, она сохраняет щемящее чувство: присутствие, с его подвижностью, изменчивостью, конечностью и фотокопия мгновения реальности. В этом полураспаде, как и во всяком противостоянии, время консервируется. (А.Чежин прямо сталкивает портрет на камне, отсылающий к вечности, и фотографию в качестве оригинала. Сталкивая временное и вечное, мы получаем современное состояние.)
Фотография вызывает доверие, ощущение подлинности и объективности (рудиментарное восприятие ее как документа), то есть метафора финской художницы Реньи Лейно или концепция Дмитрия Пиликина не были бы столь убедительны, если бы не включали в себя фото. Его объективность работает на искренность концепта. И последнее, выставка трогает, пробуждая размышление и, быть может находит ответ, на вопрос о фотографии, о причинах ее популярности у интеллектуалов. Она провоцирует не столько сопереживание и эстетическое наслаждение, сколько рефлексию, "интеллектуальное развлечение" и потому столь продуктивно работает в концептуальных объектах, встраивается в инсталляцию. Возможно, дело в ее парадоксальном характере: она объективна и (тем самым) противостоит реальности.
Уходя с выставки, на лестнице встретили запыхавшегося Максимку (человека и журнал в одном лице): "Говорят, здесь открылась обалденная выставка", - а на выходе с "Пушкинской-10" - журналиста Дм. Митина: "Слышал, там Чежин. О нем и напишу". Газеты не преминули заметить интеллектуальность выставки, каталог, который есть "отдельное" и рукодельное художественное произведение в 100 экземплярах и, что еще менее вероятно, в аккурат к открытию.

М А К С И М К А № 5