М А К С И М К А № 5

Философия сё
С. Спирихин

Есть то
и есть сё.

Человек, являющийся сёистом,
пребывает в четырех посюсторонних координатах:
во времени, месте, субъективности и бытии.

Эти четыре сё образуют сеть, в которой осуществляется жизнь.

Путешествие по этой сетке
в поисках приключений -
и есть цель
как этой книжки,
так и всего сёистического движения.

Этимологически сёизм происходит от частицы се - вот, это, т.е. то, что находится т у т, здесь, в непосредственной к нам близости, в пределах д о с я г а е м о с т и. Поэтому сё - это то, что находится в наибольшей близости к нашему бытию, то, что составляет наше существование. Такие старые слова как север, село, семя, сейчас, серый, сеть, сев или середина - являясь онтологическими понятиями, и означают именно такую близость: "серый" - т.е. "вот этакий цвет, который вокруг". Сё - это и есть эта точка отсчета, точка зрения субъекта на мир. Это буквально: с е р е д и н а м и р а - т.е. местопребывание субъекта в ряду.

...............................................................сё................................................................

Пространство заполняют вещи,
и те вещи, которые близки нам -
сёистичны.
Сёистичен стул,
стол,
сёистична скатерть,
сёистичен стакан, стена, ступеньки,
сёистична стоящая за ступеньками степь.
Сёистичны те вещи, которыми я пользуюсь ежедневно:
сёистичен суп,
сёистична соль,
сахар,
селедка
и сигарета.
Трусы, носки, башмаки и пальто - сёистичны.
Но не любые башмаки и не любые сигареты,
а именно те,
которые я ношу и курю.
Т.е.
сёистичны те вещи,
которые - мои.
Мой дом,
мой клей,
мои кисточки,
мой фотоаппарат,
мой пистолет,
мой сад,
мои дороги,
моя деревня,
мои животные,
мой трамвай -
в этом состоит сёистика пространства.

Сё также указывает на момент времени:
сёистично лишь то, что происходит со мной сейчас, в данную секунду, а не вчера или завтра.
Это момент настоящего очень важен для сёиста:
время всегда начинается заново, давая возможность постоянно рождаться бытию.
Поэтому сёистическое бытие не длится, оно постоянно свершается.
Благодаря этой дискретности для сёиста не существует ни прошлого,
ни будущего,
ни причин,
ни последствий,
ни надежд,
ни воспоминаний -
он полностью погружен в сотворение настоящего,
в переживание его.

Кроме круга пространства и точки времени,
сё обозначает субъекта,
его внутреннюю сущность,
его "его".
Пространство и время всегда движется и располагается относительно кого-то,
и этот кто-то,
являясь носителем своего сё,
и является разносчиком своего сёизма.
Сё человека представляется неким индивидуальным перводвигателем
психической точкой
(.)
цель которой -
с а м о о с у щ е с т в и т ь с я, т.е. осуществить расход своей энергии.

Человек, являясь заложником своего сё,
и есть инструмент этого безличного и мрачного
самоосуществления,
вынужденный являть его в образах своей жизни и творчества,
пляша,
рисуя,
разрушая,
делая всякие вещи и поступки,
строя догадки,
подбирая находки,
размышляя -
и таким образом исчерпывая
сужденное ему сё.
Таким образом, сё всегда чьё-то.
Оно уникально,
оно существует в одном-единственном экземпляре,
один раз рождаясь,
оно, после короткого пребывания, исчезает навсегда.
Поэтому сё никогда невозможно предсказать,
его невозможно в о о б р а з и т ь,
привести аналогии,
описать общими словами.
Его можно только я в и т ь: вот - сё.
И чем оно больше не похоже на аналоги,
чем оно неожиданней и неописуемей -
тем более оно проявлено.

Ни на что не похожесть - есть отличительная черта сё.
Сё существует только в отличии,
о т л и ч и е - это и есть модус его существования.
По этому принципу - по принципу остаточности - неискушенный сёист всегда может найти свой путь:
то, что не понято,
то, что отвергнуто,
то, что невозможно ни с кем разделить,
что всегда остается только себе -
это и есть свое сё.
Родиной для сёиста является одиночество.
В этом смысле - смысле индивидуального истока - одиноки, а следовательно, сёистичны:
имя, голос, физиономия, подпись, произведение, учение, смерть, эмоции, боль, опыт, характер, судьба, сон и поступок.
Сёистично все то, что причастно к субъективности.

******

Под сенью сёизма находятся также всякие слова с родственным ему звучанием:
осёл, сёмга, Селена, серенада, середина, серебро, седина, сентябрь, семерка, осень, сельдерей, Сена, секрет, секунда, секира, облысение, эссе, Сент-Экзюпери, серьёзный, весёлый, сенсуализм, Сенгор, Сен-Симон, семантика, семиотика, Сенат, Сервантес, ксерокс, сенокос и землятрясение.

........

Вводя в оборот языка эту новую часть речи, следует указать на синонимы сё, которыми отлично пользовались в досёистическую эпоху, но которыми неплодотворно пользоваться дальше: "И н с ё" - термин, применяемый в психиатрии, означающий в переводе с латыни "в себе", "внутреннюю сущность пациента" и имеющий, скорее, узкомедицинский смысл нежели общефилософский. "Феномен, идея, эйдос, ч и с т а я сущность" - синонимы сё из словаря идеализма. Однако, сё - это, скорее, гиперреальность, нежели идеальность. "Либидо" Фрейда и Юнга, однако, также не исчерпывают весь смысл сё. "Желание" Делеза и Гваттари. "Воля" Шопенгауэра. "Жизненный порыв" Бергсона - все это некоторые иноязычные эквиваленты сё. Такие призывы философов, как: "Познай самого себя", "Назад, к своей собственной природе", "Прекрасно только то, что естественно", - есть призывы к проникновению в сё. Действительно, сёист - это человек, слушающийся лишь самого себя.

Сё - это гений человека,
внутренний голос,
которому невозможно говорить что-то поперек.
Кроме сё субъективности, сеистично все то, с помощью чего это сё погружается в бытие,
но погружается не в смысле забвения,
а в том смысле -
что обнаруживает себя здесь и сейчас осуществляющим жизнь.
"Я ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС ЕСТЬ" - вот мотив жизнеощущения сеиста.

Это происходит во время изменения статуса субъекта: при награждении, при чтении письма, при приходе в гости в чужой дом, при переодевании, при заключении в тюрьму, при пробуждении, при инициации, при публичном выступлении, при выпивании и при казни. Когда человек еще обнаруживает себя в бытии, что он есть, посреди времени и пространства? Например, это происходит в путешествии. Путешественник, выпадая из обыденности, впадает в сё: его перестает заботить его будущее и прошлое, он озабочен лишь происшествием настоящего: вот он стоит над пропастью, вот он плывет по реке, видит замок, ест туземную лепешку. В путешествии человек вдруг как бы прозревает среди мира.

Кроме ситуации путешествия,
безусловно сёистичен День рождения.

В День рождения человек как бы особенно помнит себя, он сосредоточен на том, что с ним происходит. Он встал - и уже одно это вставание исполнено огромного смысла: день начат, и он несет за него ответственность. Человек таинственен, взволнован, он надевает белую (или цветастую) рубашку, он как бы впервые заглядывает в почтовый ящик и находит (или не находит) там подтверждение на право делать в этот день, что ему хочется, он чувствует какую-то древнюю свободу и одновременно какую-то новую заброшенность, странную инородность своего праздничного сё в этот будничный день. Наконец, метафизическая грусть от всех этих единоличных переживаний и потребность поделиться, приобщить к своему Дню Другого, ожидание сочувствия, одобрения, а, может быть, даже и - подарков. Здесь нужно обратить внимание не на грусть, не на подарки, а именно на идею права именинника на этот День: это моё время по праву рождения. Т.е. чтобы ощущать себя сёистом один раз в год - достаточно лишь родиться. Но быть сёистом круглый год - это стремление быть постоянно именинником жизни.

Точно также сёистичны пытки, т.к. с помощью них человека приводят к его собственному сё: кто ты, зачем ты, где и откуда, каковы твои чувства, каков твой идеал - под пыткой человек, пребывающий в забвении себя, возвращается к изначальной реальности, к настоящей своей судьбе. Пытка при помощи ничем не опосредованной и не симулированной боли соблазняет человека стать самим собой.

Точно также сёистичны любовь и злоба,
которые всегда есть настоящее.

Сёистичен спорт и секс,
где каждую секунду делается дело бытия.

Захваченность происходящим происходит во всякой игре: детские, азартные или спортивные игры также захватывающи, как и настоящая война. Театр представляет модель бытия, исполненного сёизма.

Высокосёистично всякое сражение - по своей подлинности, напряженности, погруженности в самое себя, по количеству сражающихся друг с другом индивидуальных сё, по проделанной работе и по самому пафосу: одержать над другими победу, является настоящим событием, превзойти которое по силе, так сказать, событийности может разве что катастрофа, где происходит удвоение бытия - разрушение пространства в пространстве, времени во времени и сёизма личного сёизмом безличным.

Всякая схватка личного с безличным сёистична в силу своей трагичности,
а поражение сёистичнее победы.

Сёистично все то, что приводит человека в чувство, напоминает ему о его бытии, удерживает его от забвения: таковы садизм, мазохизм, гедонизм и аскетизм. Сёистична всякая деятельность по оставлению следов. Сёистична татуировка, с помощью которой матрос оставляет память о том, что он был матрос и ходил в море. Якорь на его руке является удостоверением его бытия. Жизнь есть лишь в том случае, когда есть ее доказательства. Так человек со шрамом всегда реальнее человека без шрама, выгоревшая фотография свидетельствует о большем бытии, чем невыгоревшая, артист из погорелого театра более артист, чем артист из никогда не горелого. Узелки на память, дневники, зарубки на косяках, надписи на заборах, письма, почетные грамоты, удостоверения, памятные знаки, сувениры, подарки - все это попытки удержать исчезающую реальность в ее следе, который остается только после того, как мы совершим свое скромное насилие над ней.

Сёистическая стратегия -
это стратегия совершения насилия над реальностью.
Цель сё -
внедрить в мир свою собственную сёистику.

Если обратиться к Китаю, то там слог сё означает вредоносные миазмы, вредный дух, ненормальный эфир. Сё будучи истоком человека и есть этот миазм, индивидуально-ненормальный запах личности, его душа и дух: с - в образе духа, ё - в качестве души. Этот гений-демон, обрекая человека на самоосуществление, заставляет его вступить с миром в схватку для завоевания земли под посев своего сё. Сё должно быть явлено в мир, оно должно дать плоды, умножиться и раствориться во всём.За эту возможность преосуществления в мире постоянно идет тотальная сёистическая война, где каждое сё борется за себя против всех: Сильное сё порабощает слабое, слабое сё, делая дело войны, присоединяется к сильному, чтобы в меру сил разрушать его изнутри. Сходные сёистики объединяются против враждебных, враждебные усыпляют друг друга перемириями, благородством, щедростью и лестью, которые есть тактический прием: навязывая себя в соратники чужому сё, мы его непременно трансформируем в сторону своего сёизма. Война ведется всеми способами и средствами - начиная с любви и кончая физическим уничтожением непокорных сё. Образом жизни, технологиями, чувствительностью, амбициями, идеалами, искусством - американский сёизм борется с японским, мусульманский с христианским, женский с мужским, постмодернисткий с академическим, академический с дилетантским, мистический с рационалистическим, массовый с индивидуальным, именитый с самозванным. Миазмы тех, кто вписан во всевозможные энциклопедии и тех, кто туда никогда не будет вписан, смешиваясь, образуют гремучую атмосферу земли. Современный мир необходимо представлять как сёистическую катастрофу. В этой катастрофе гибнет всё, что не имеет сё.

Сёизм -
есть установка на обретение необходимой прочности
в сёистической бойне.
Это установка на неангажированное,
нетрадиционное,
уникальное творчество -
без каких-либо эстетических (исторических) гарантий,
обще- или полу-культурных обязательств.
Поэтому
сёизм
манифестирует креативную мощь художника,
его автономность
и закрытость.
Самодеятельность - вот принцип становления сёиста.

Только через самодеятельность, как бы ни была она не популярна, я могу явить в мир свой феномен, свою самородность. Что спирихинского в Спирихине? - ответить на этот вопрос я смогу, очевидно, сделав нечто, ангажированное изнутри самого себя. Сёистическую само-деятельность нельзя понимать как дилетантство или как "творчество после работы", а именно - как способ нетрадиционного бытия в искусстве. В сёизме традиции предаются забвению, актуальные идеи современности неактуализуются, над культурой совершается красивый обряд эпохе - и эпоха письменности начинается заново. Сёист творит как Адам: нестеснителен, безгрешен и не мудрствуя лукаво. Сёист говорит то, что видит: земля - плоская, а солнце - ходит. Сёист пишет золотым запасом - потому что это поэзия. Сёист, и ничего не пиша, может смотреть всю зиму, как снег на его окне зажигается, но не горит. Сёист - это художник, который не озабочен проблемами искусства, напротив, он становится проблемой для искусств. Сёист, выступая носителем индивидуального художественного мышления, вынужден осиливать язык культуры, быть его врагом. Индивидуальность сёиста призвана переломить этот чуждый ему язык, и в звуке этого преломления станет слышен преломляющий язык голос. Именно голос, или интонация, пафос высказывания, - и есть то художническое сё, которое делает из языка литературу. Без этого голоса слова превращаются просто в словарь, словарь - в текст, тексты - в библиотеку. Наличие сё превращает набор букв в литературу, в сообщение, в письмо. Сёистическая литература - это именно письменная литература: она была написана, она представляет собой след бытия; это след речи: речь существовала, текла по языку. Необходимо иметь этот индивидуальный исток речи, который позволит разомкнуть оковы языка и выйти в пространство подлинного высказывания. В области художественной практики этот путь лежит через импровизацию, через непосредственность и простоту: сёистичен актер, который никого не изображает, художник, который ничего не вырисовывает и не подрисовывает, писатель, который ничего не расписывает. Сёист не делает искусство, он лишь прикасается к нему. Одно волшебное прикосновение - и на листе бумаги начинается жизнь. Если этого не происходит, значит, прежде бумаги, нужно искать свое сё. Главный принцип творчества сёиста - это творчество по осенению. Для сёиста несуществует разделения на жизнь и искусство - и в том и в другом он видит материал для произведения. Сёист берет жизнь, берет искусство, соединяет их своим сё - и получается сёистическое произведение. В сёистическом творчестве нет никакого целеполагания, оно никуда не указывает, ничему не учит и ни у чего не учится; в нем нет ни прошлого, ни будущего, есть всегда сей-час, есть всегда только "моё", только точка этого листа, и всегда вновь совершается акт творения. Я не знаю, что будет дальше, я не помню, что было написано до, меня не стесняет, что в это мгновение пишут миллионы - для меня сейчас актуально лишь то, что "я пишу". С проникновения в "я пишу" начинается наша литература. Сёизм - это неизлечимая профессиональная графо-мания, это физиология, секретирование письмом. За этим сёистическим свершением сёиста постигает неминуемая участь счастья.

Сёист живет в тонком мире - в мире поверхностей.
Он смотрит на розу, скользя чувством по ее форме и не проникая внутрь.
Роза для него есть роза: белая,
красная,
зимняя.
Сёистическое мироощущение -
это ощущение мира на уровне кожи.

Сёизм не является философией. Сёизм - это мироощущение. Более того:задаей сёистического мироощущения является уничтожение какого-либо философствования, раздумывания, рефлексии и мечты. Креативное со-творение, постигающее в процессе про-изведения самоё себя - вот за счет чего осуществляется сёизм. Сёисту не о чем думать - он и так уже всё знает, сёисту не к чему прикасаться чувствами - он и так страстен, он живой. Чувствованию и думанью сёист противопоставляет деятельность и созерцание. Сёист - это тот, кто постоянно производит и изводит своё бытие. Золотой век сёистического мироощущения являл собой средневековый Китай - с культом субъективной духовности, частной жизнии сёистического труда - будь то занятие ремеслом, искусством или сельским хозяйством, - и с беспримерным обращением к настоящему - и в смысле реальности, и в смысле подлинности, и в смысле истинности. Будучи по истоку своему идеальностью, осуществившееся сё материально измеримо. Измеряется сёизм в человеко/часах. Сколько часов и каких человеков ушло на ту или иную сёистику - такова, так сказать, и ее энергетическая ценность в истории сёистических битв. Сёистика - это есть опыт своего становления. Но в то же время, нет ничего враждебнее духу сёизма, чем опыт.
Опытный сёист - антисёистичен, т.к. в сёизме всегда всё начинается заново, всё случается впервые и нет ничего снова и опять. Итак, сё - это креативная мощь художника. Экспансируя сё в мир, художник раздвигает реальности и ментальности мира, утверждая в нем своюнезависимую ментальность, работая в которой, он получает автономную художественную ситуацию, собственную историю в Истории. Исходя из своей собственной креативности, сё начинает разрастаться, тесня окружение, нападая и захватывая в плен то те, то иные сёистические части мира, вводя в обиход свою модель видения, свой стиль, свои законы, свой тип милости, свою, ни на что не похожую гильотину. Хитростью, силой и соблазном новизны мир побеждается. Всё на мгновение погружается в сё. Мир становится единым и близким. Он становится узнаваемым, согретым дыханием, он обжит и предельно ясен. На всем видны следы моего пребывания, все вещи названы моими именами. В нем всё - моё. На этом сёистическая работа завершена. Самодеятельность кончилась. В остановившемся потоке жизни сёист угадывает мертвое присутствие Того. Здесь должна наступить смерть - последнее пристанище сёиста, последний миг переживания своих координат. С этим последним первым переживанием (очень бурным) прекращается всё.

Философия сёизма - это еще не реальность, это - только ментальность. Мир остается всё тем же. Теперь в нем выпал иней сёизма.

М А К С И М К А № 5