Современное искусство в сети

ОрганизацииКритикиХудожникиГалерея Гельмана

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА

Роман Лейбов
Проект реконструкции "Родины Матери" в Киеве

Проект очень старый. Примерно вот какого времени - когда стало понятно, что никуда она уже не денется, но не исчезли воспоминания о том, как было хорошо, когда ее не было. Ну и при взгляде еще пробегал мороз по коже (у меня до сих пор пробегает, но я там редко бывал). 1985, наверное.
В принципе, противопоставить наличию культурного объекта простое его отсутствие - так же скучно, как выстроить еще одну бабу. Интереснее поменять статус этого объекта. Чем, собственно, начиная с Комара и Меламида, все и занимаются у нас (может быть, были и более ранние проекты, я просто не знаю). Беда в том, что Мавзолей или даже Феликс - изделия мастерские (Мавзолей, как говорят, выдающееся, Феликс - профессиональное).
Баба же вопиюща. У нее, кажется, и автора-то нет. В этом смысле единственное, что можно сделать, оставаясь в рамках парадигмы Комара-Меламида (сдвиги значений, изменение контекста) - это оставить ее как есть.
Я предлагал вот что - более радикально сдвинуть контекст, основываясь на ппозиции Культуры и Природы. Проект оприроживания ("одичения") Бабы технически выглядит так - на поверхности памятника размещается сетка с крупными ячейками. По всей поверхности высаживаются вьющиеся растения. Там, где это возможно, делаются террасы с почвой - на них выращиваются кусты и небольшие дерева. Дружественные экологи помогают расселить популяции пернатых. В результате мы должны, ничего не разрушая, получить уникальный природный объект - огромную неправильной формы гору над Днепром, плавно вырастающую из холма (пьедестал обеспечит переход), летом цветущую и зеленую, зимой - безжизненную и страшную (учитывая коннотации Лысой Горы, на которой установлен монумент, это вполне уместно).
Родина же с мечом никуда не денется. Как Изида под покрывалом, она будет гораздо загадочнее и привлекательнее. Титановый сплав, из которого изготовлен монумент, обеспечит долговечность конструкции. Родители будут говорить детям: "А знаешь, что там, внутри этой горы?" И сердца детей будут замирать.
Dixi. Хорошо бы нарисовать такие картинки, изображающие стадии перехода от Культуры к Природе, как раскрашенные гравюры архитектурные.