из седьмого номера

Учитесь, Ухи.
Дмитрий Ольшанский

Рок-программы «Культурных Героев 21 Века» в «Крыльях Советов» ПРИНИМАТЬ и отслушивать провинциальные таланты – старинная обязанность москвичей. В конце семидесятых – начале восьмидесятых питерские и прибалтийские группы появлялись в Москве стараниями Артема Троицкого – он один в то время знал назубок всесоюзный раскардаш. В конце восьмидесятых герои самиздата – суровые панк-журналисты – привозили и пропагандировали «Гражданскую Оборону», Ника Рок-н-Ролла и «Миссию Антициклон»: на столицу навалилась Сибирь и ее запоздавший ответ на ссылку декабристов. Начало девяностых ознаменовалось художественными исканиями критика С.Г. Гурьева, подарившего миру несколько фестивалей «Индюки Златоглавые», в обойме которых соседствовали десятки самых радикальных ансамблей тогдашнего СНГ. Следующие несколько лет – середина девяностых – прошли в монотонном ритме, московская публика, как выражался Зощенко, «скучала». Лишь изредка знатные продюсеры выдергивали откуда-нибудь из Владивостока «новое имя» – да и Владивосток тот оборачивался Лондоном.
Проект «Культурные Герои 21 Века» оживил региональную жизнь. Его финальным движением стало древнее «в Москву». Первая акция из двух, прошедших в «Крыльях Советов», называлась торжественно «Ускоренный Ход Истории» (или, более по-домашнему, – «УХИ»). Внеконкурсную программу в качестве монстров представляли: львовский «Океан Эльзы», новосибирский фолк-вундеркинд – певица Пелагея – и питерская группа «S.P.O.R.T.», славная хитом о рыбалке, политике и уклонизме. Последние лучше всех слушаются live – быстро и сердито.
В качестве «молодой шпаны» (донельзя затасканное, но по-прежнему верное определение) фигурировали: челябинский «Центр Тяжести» – представляя эту группу, Гурьев говорил о традициях позднего Вагнера. Действительно, действующая на самое нутро, какая-то «подземная» музыка, очень сильный вокал Ольги Леоновой. «Ворон Кутха» из Тулы – мелодичное пост-КСП, полное обыкновенных в таком случае грез и слез – у солиста на шее веселый шарфик. Пензенская группа «Кенгуру», многочисленные альбомы которой, к сожалению, практически неизвестны в метрополии: костюмированная акустика – салатовый пиджак, шапка-ушанка и аккордеон. Настоящим открытием для меня были томские «Будни Лепрозория» – легендарный ансамбль, впервые шокировавший Москву еще на панк-бдениях в ДК МЭИ в партизанском 1989 году и с тех пор в Москве практически не появлявшиеся. Два гитариста и трубач – этакий не выползший еще из панка «АукцЫон» – и очень, очень приятные тексты.
На следующий день в тех же «Крыльях» прошли очередные «Учитесь Плавать» – ежегодное веселье, посвященное «экстремальной» музыке (как называет ее продюсер фестиваля Александр Ф. Скляр, настойчиво «просящийся» на титул русского Генри Роллинза).
Попробую вкратце пояснить, в чем состоит упомянутая «экстремальность». Где-то в глубине антикварных шестидесятых экстремальным считались гениальные наркоманы, специализировавшиеся на расправе с государственной атрибутикой США под соответствующие жестоким деяниям напевы. Жили экстремальные музыканты мало, пили много, и если бы только пили. В России из числа древних, плавать не обученных «экстремалов» могу назвать известного в середине семидесятых лидера петербургской группы «За» Валерия Черкасова, прославившегося размеренным, заунывным пением Советской Конституции на собственный мотив – ему посвящена одна печальная матерная баллада Бориса Гребенщикова.
Новые времена дали новую агрессию – здоровый образ жизни и определенная коммерческая сноровка стали нормой. Как сам Скляр, так и большинство героев фестиваля радикализмом своим более всего напоминают сбившихся в стаю физруков – таких, какими они всегда были в школьной мифологии, бодрых и злых. Музыка, однако, впечатляет.
Во внеконкурсной программе – «Ва-Банкъ» и Tequilajazzz, о которых много написано и сказано. Отмечу лишь новую программу «Ва-Банка», тесно связанную с московскими похождениями китайского императора из рассказа Виктора Пелевина «Нижняя Тундра». Играли архижесткие полуэлектронные «Нервы» из Рязани. Самым неожиданным проектом «плавания» стала екатеринбургская группа «Сахара», которую продюсирует Алексей Могилевский – саксофонист и клавишник покойного «Наутилуса».
Остается только добавить, что «Культурные Герои 21 Века» подтвердили тот старый тезис, что Москва живет во многом за счет свежих региональных идей и амбиций. Теперь этот продуманный симбиоз стал изящным.




www.reklama.ru. The Banner Network.