На главную страницу
Текст проекта Иллюстрации Реплики Художники

Игорь ШЕВЕЛЕВ

СИНИЕ НОСЫ УЧУЯЛИ ПЛАГИАТ

Взгляд.Ру. 2 июня 2006 г.

В Галерее М. Гельмана с 1 по 4 июня художники группы "Синие носы" представили проект "Случайные совпадения" с провокационным вопросом "а существует ли российское "современное искусство?". Художники Мизин и Шабуров показали более семидесяти парных работ, одна из которых является очевидным плагиатом другой. В роли "застенчивых воришек" выступают такие известные персоны, как О. Кулик, А. Осмоловский, И. Кабаков, В. Янкилевский, А. Тер-Оганьян. Да кого там только нет!

Задуматься о том, существует ли русское современное искусство, заставила Мизина и Шабурова – слава. Их начали приглашать с выставками по всему свету.

Только за последний год они побывали в Нью-Йорке, Париже, Берлине, Лондоне и прочих мировых столицах. И всюду, гуляя по музеям и выставкам современного искусства, обнаруживали аналоги произведений, созданных их российскими коллегами. Причем созданных, как правило, позже оригиналов. Сначала это их забавляло, но когда совпадения начали исчисляться десятками, – напугало. Может, никакого российского contemporary art не существует? Так возникла коллекция "двойников", которые им попадались под руку. Набралось их изрядно. Сначала на выставку, которую они хотели назвать "Вон из искусства-2", да потом передумали. А затем – на сайт www.guelman.ru/plagiarism. Он начал работать параллельно с выставкой, а закончит намного позже, став памятником тотальному воровству идей, сюжетов и композиций.

Во-первых, "Синие носы" выяснили, что на Западе давно знают, что никакого российского contemporary art не существует, а есть мелкое воровство и цыганщина с чужих аналогов. Во-вторых, выходцы из Екатеринбурга, Мизин и Шабуров прекрасно отдают себе отчет, какими методами провинциальные художники хотят влиться в "мировой контекст" искусства, быть современными и со столицей наравне. В провинции штудируют московские художественные журналы, подражая им точно так же, как в столице подражают западным картинкам. В то время как на самом Западе всем этим занимаются маргиналы, которые никому не нужны и, поскольку им там уже подражать некому, мечтают убежать на какой-нибудь необитаемый остров и дожить там остаток жизни.

На самом деле проект "Синих носов" более чем серьезен, хотя и сделан в игровой и предельно иронической манере: они собственные "ремейки" приводят в общем ряду, показывают первоисточник картины Репина "Не ждали" (иллюстрация из раннего немецкого издания о Шерлоке Холмсе), тычут носом в удивительное сходство иллюстрации Кукрыниксов с рисунком Павла Федотова...

На самом деле речь идет о главном тренде нашего общества, – выбиться из грязи в князи, любой ценой стать богатым, известным, быть "как люди". В искусстве можно воровать точно так же, как в политике и бизнесе. В провинции художник считает, что все это как бы предварительная жизнь, где обычные нормы не действуют. Вот вырвется из болота в столицу и заживет там по-настоящему. Но и из столицы тоже надо вырваться – в "мировой контекст", который при этом еще презирается и оплевывается. Комплекс неполноценности граничит с ненавистью к тем, кого обокрал. Когда Мизина и Шабурова спросили, а не обидятся ли художники, которых они, что называется, схватили за руку, уличив в плагиате, они ответили, что те и сами знают, что воруют, и их нравственная деградация такова, что им "хоть ссы в глаза, для них это божья роса".

Галерист Марат Гельман видит немалый смысл выставки в том, что критики, коллекционеры и функционеры отечественного contemporary art'а должны хотя бы знать, что происходит в мире. Иначе бы премии "Арт-Москвы", "Черного квадрата", "Инновации" не вручались бы плагиаторам, чьи работы откровенно содраны один в один с западных аналогов.

"Синие носы" обещают к весне представить продолжение проекта. Если уж у них Ленин ворочался в картонной коробке, то заставить делать то же самое своих коллег по contemporary art во главе с Мизиано, Бажановым, Деготь и прочей компанией им раз плюнуть.

Илья РЕПИН
КУКРЫНИКСЫ
Юрий АВВАКУМОВ
ABC-КОНСАЛТИНГ
АЕС+Ф
Татьяна БАДАНИНА
Константин БАТЫНКОВ
Сергей БРАТКОВ
Дмитрий БУЛНЫГИН
Ирина ВАЛЬДРОН
Андрей ВАСИЛЬЕВ
Александр ВИНОГРАДОВ
Дмитрий ГУТОВ
DEADLINE
Филипп ДОНЦОВ
Владимир ДУБОСАРСКИЙ
Анна ЕРМОЛАЕВА
Владислав ЕФИМОВ
Анатолий ЖУРАВЛЕВ
Вадим ЗАХАРОВ
Константин ЗВЕЗДОЧЕТОВ
Илья КАБАКОВ
Екатерина КАНДЫБА
Елена КИТАЕВА
Марина КОЛДОБСКАЯ
Александр КОНСТАНТИНОВ
Ирина КОРИНА
Валерий КОШЛЯКОВ
Олег КУЛИК
Татьяна ЛИБЕРМАН
Дмитрий ЛИОН
Игорь МАКАРЕВИЧ
Владислав МАМЫШЕВ-МОНРО
Александр МАРЕЕВ
МАРТЫНЧИКИ
Ерболсын МЕЛДИБЕКОВ
Вячеслав МИЗИН
Борис МИХАЙЛОВ
Андрей МОНАСТЫРСКИЙ
Игорь МУХИН
Владимир НАСЕДКИН
Викентий НИЛИН
Тимур НОВИКОВ
"НОВЫЕ ТУПЫЕ"
"ОБЛЕДЕНЕНИЕ АРХИТЕКТОРОВ"
Анатолий ОСМОЛОВСКИЙ
Егор ОСТРОВ
Группа ПГ
Павел ПЕППЕРШТЕЙН
Александр ПЕТРЕЛЛИ
Илья ПИГАНОВ
Виктор ПИВОВАРОВ
Виталий ПУШНИЦКИЙ
Общество "РАДЕК"
"СИНИЕ НОСЫ"
"СИНИЙ СУП"
Константин СКОТНИКОВ
Леонид СОКОВ
Ростан ТАВАСИЕВ
Авдей ТЕР-ОГАНЬЯН
Давид ТЕР-ОГАНЬЯН
Олег ТИСТОЛ
Леонид ТИШКОВ
Ольга ТОБРЕЛУТС
Александра ТУРЕЦКАЯ
Ольга и Александр ФЛОРЕНСКИЕ
Аристарх ЧЕРНЫШОВ
Ольга ЧЕРНЫШОВА
Илья ЧИЧКАН
Юрий ШАБЕЛЬНИКОВ
Александр ШАБУРОВ
Игорь ШЕЛКОВСКИЙ
Сергей ШУТОВ
Программа ESCAPE
Группа Э.Т.И.
Василий ЦАГОЛОВ
Иван ЦЮПКА
Владимир ЯНКИЛЕВСКИЙ

Аннотация | Текст проекта | Иллюстрации | Список художников | Реплики
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Copyright © 2006 Группа «Синие носы», Guelman.ru
Создание и поддержка - GiF.Ru