СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА |
СТЫД Фонд "Юрятин" (Пермь) выпустил книгу стихов челябинского поэта Виталия Кальпиди "Запахи стыда". Книга - шедевр полиграфического искусства: коробочка, два плотных томика, покрытых супертонкой пленкой, вклеенные иллюстрации. Томики черный и желтый, в одном из них "черная запись", в другом - "желтая запись" как бы одного набора текстов (стихи с одинаковыми названиями типа разыграны дважды). Тираж 500 экземпляров, в Москве несколько штук еще продается в магазине "Гилея"; но есть на свете (или где?) интернет: электронная версия книга уже размещена на своей странице Александром Ивашневым. В предисловии Кальпиди пишет - "Книга предельно сужена тематически и лексически", - так оно и есть. Поэт с невероятно богатым словарем, Кальпиди и в "Запахах стыда" виртуозен, но более скуп в выборе слов (многажды повторяется в книге рифма "кровь-любовь"), а предмет речи в большинстве стихотворений - половой акт (с которым иногда соперничают три постоянные темы поэта - город, насекомые и дождь/снег). Настойчивый мотив обоих "записей" - истраченность и стертость, выпитость крови, вообще книга производит впечатление конца витка спирали, возвращения из небесных контекстов (которые особо расширились в двух предыдущих работах Виталия - "Мерцании" и "Ресницах") в драгоценное теплое пространство между одеялом и простыней. А стихи, вылущенные из этого обращения, - еще и сомкнуть гробиком коробки... Неделю назад я писал о трех поэтах, что стали лауреатами премии А.Григорьева, да рядил о том, кто из трех больше достоин премии главной; и подумал сейчас, какая колоссальная разница между стихами всех лауреатов и тем, что делает Кальпиди: вот появляются раз в несколько лет с Урала плотные его томики, напоминая о том, что такое настоящий поэтический масштаб. После "Запахов стыда" кажется, что следующее напоминание будет в лучшем случае не скоро. Меж тем в первом номере "Уральской нови" за этот год Кальпиди написал строго-хтоническую статью о необходимости сепаратизма Уральской культуры: прежде чем судить о ней "дискурсивно", вспомните, что такой жест не только соответствует имиджу очень-самостоятельного-волка Кальпиди, но и подкреплен тем многим, что сделал для Урала Кальпиди-культуртрегер. Статья здесь: почитайте, она сугубая и сопровождена мнениями нескольких уральских литераторов. А у нас по такому случаю отремонтирована страница Виталия Кальпиди. БРОД Принципиальную книгу выпустил и мюнхенский житель Сергей Соловьев, имеющий, как и Кальпиди, отношение к поэтике "метаметафоризма" (издатель - журнал "Комментарии"). В книге несколько стихотворений, множество картинок, большие прозаические куски, а львиную долю объема занимает проект "Лабиринт" - сооружение, гигантское сплетающее пространство со временем, и представленная как схемами (фрагмент на картинке), так и обильными теоретическими рефлексиями. Куски этой работы печатались и в журнале "Комментарии", но сейчас архив соответствующего номера не отмыкается, потому даю ссылку на соловьевскую прозу "Четверг обитания". А вот рецензия на "Книгу", напечатанная на "Вавилоне" Дмитрием Бавильским. Соловьев говорит, что в 2002 годук в Ростоке к фестивалю парковой архитектуры лабиринт этот будет построен в натуре. Путь будет так. СОЛЬ СМЕРТЬ? Тот же Бавильский открывает у нас сегодня авторскую рубрику "Изголовье Бавильского", в которой будет публиковать разного рода списки. Первый список посвящен насущной проблеме Бессмертия. СЛЕНГ Неделю назад я включил в Список Ста Константина Мурзенко, рассудив, что должен же быть там хоть один киносценарист. Мурзенко - лучший, как бы это выразиться, имитатор нового русского языка; кмс по этому виду Пелеdин - большой мурзенкин поклонник. На "ВГИКе" кстати напечатан его совместный с М.Пежемским сценарий "Мама, не горюй!". ДУХ В серии WWW издательства "Геликон+" вышла книжка Сергея Солоуха "Картинки": ремейки рассказов А.П.Чехова. Очень изящная проза. ВИЛК Рассказик Станислава Гридасова "Вилка" появился в "Просто текстах": очень лирический текст, хотя и публиковался в "Плейбое". ТРАХЪ Я хочу отомстить за Монику Левински Ее жестоко обидел Клинтон Обесчестил еврейскую девушку Агентку Массада и ЦРУ Я хочу придти в Белый дом И застать его в купальнике Цветов американского флага Приставить пистолет к седеющей голове И попросить сыграть для меня на саксофоне А вот цикл стихов Артема Косого "Мой тренер - Бренер" весьма, наоборот, неприличен. Чудом нашлось несколько строк про Монику безо всякого мата. Мат, впрочем, обусловлен темой - как же еще писать послание автору "Моего влагалища". ДЫМ ПЫХ Но нет на свете города лучше, чем Амстердам (см, кстати, в "ВестяхРу" заметку о медицинском применении конопли), и нет в России критика изысканнее, нежели Борис Кузьминский. Теперь он возглавил рубрику "Круг чтения" "Русского журнала" и публикует там рецензию на "Амстердам" И.Макьюэна, выпущенный "Независимой газетой". |