СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
с Вячеславом Курицыным



Дорогие друзья!
Обещанный вам 17 декабря сайт "СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА" откроется 24 декабря.
У нас, в общем, все готово, но в последние дни над Москвой замутилась какая-то энергетическая яма, и наш маленький дружный коллектив сбился с ритма: Наташа заболела, Юля задумалась, Слава заморочился, у Марата стряслась внеочередная выставка, а Паша смотрит с утра до ночи в доме Ханжонкова французское кино 1908 года, в связи с чем изрядно потерял релевантность.
Но все пройдет, и через несколько дней мы сольемся в объятиях. Пока почитайте нулевой (то есть типа предварительный) выпуск Курицын-weekly, в котором объясняется, что собственно на сайте будет происходить.



КУРИЦЫНweekly выпуск 0 17.12.98

- СТО ПИСАТЕЛЕЙ
- ГДЕ КОНЦЕПТУАЛИСТУ ВСТРЕТИТЬСЯ С ДРАМАТУРГОМ?
- ПОСЛЕ АНТИФАЛЛОЛОГОЦЕНТРИЗМА
- ТИРАНИЮ В СЕТЬ?
- ФФФЬЮЮИИТТЬ
- КАК ОСВОБОДИТЬ МЕСТО ДЛЯ ГОЛЫНКО-ВОЛЬФСОНА И ЗАБУГАЕВА-КИБАЛЬЧИЧА
- ВЫКИНУТЬ ВИКТОРА ЕРОФЕЕВА
- ТРЕБУЮТСЯ ПРИБАМБАСЫ - ПИСАТЬ НЕ ПО ЛЖИ?


Здравствуйте, так сказать.
В этот торжественный день, которому суждено войти в историю в качестве дня открытия сайта "Современная русская литература с Вячеславом Курицыным", чувствую себя смущенным маленьким мальчиком, впервые вдруг сообщающим девочке: "А я для тебя стишок написал". Я мало что знаю о сети, понятия не имею, как делаются сайты, и тут вдруг выскакиваю с эдаким громоздким продуктом: кушайте. Доваривать будем в процессе еды, а пока я чуть-чуть поточу лясы.
Идейная основа состоит в списке ста писателей, ста сочинителей литературных букв, которых я счел типа актуальными-живыми, безжалостно не включив в сакральное число множество друзей, и даже так называемых "очень близких друзей"; и сердце мое омывается кровями, когда я представляю вероятность и справедливость их обид. Чего проще - сделай список открытым и вставляй туда сколь угодно - приятельниц, родственников и знакомых кролика. Увы, когда речь заходит о Судьбах Великой Русской Литературы, стыдно думать о своей ничтожной судьбе: пусть. Почему Список Ста уместен в этой самой великой литературе? Потому что за предыдущее десятилетие исчезло представление о литературе как системе, как о каком-то, пусть хоть немножко едином, если не смысле, то поле. Авторы и читатели толстых журналов знать не знают об авторах-читателях глянцевых лотошных книг, концептуалисты практически не пересекаются с нарождающимися сетераторами, у бардов вряд ли много общих поклонников с драматургами, и мало кто из вышеперечисленных признает коллегу в мейкере эстрадных скетчей. А ведь только все вместе мы составляем русскую словесность конца третьего тысячелетия, и нет такого пространства, где она была бы представлена как целое.
Я, собственно, сам предыдущие годы своей литературной деятельности посвятил расшатыванию этого единства, клеймил его страшными словами типа фаллологоцентризм (процесс шел под гордым знаменем "постмодернизма"), вот, добился, что система рассыпалась, центризма никакого нет. Ура! теперь, в чистом поле, самое время строить такое пространство. Моя система будет отличаться от старой как минимум двумя приятными вещами: во-первых, она будет задавать не иерархию, но срез, а во-вторых, она тешит частнособственнические инстинкты - ее построю сам.
Почему Список Ста кажется мне уместным в сети, пространстве, которое кичится своей бесконечностью-разомкнутостью? Именно потому: бесконечность прекрасна как возможность, но бесконечность как практика есть, увы, просто шизофрения; и в самые отчаянные трипы мы пускаемся, имея в виду обратный билет и диван, на котором можно отоспаться. Воля к рамке и выбору: вот что может спасти в ситуации абсолютной разобранности всего. В сети - в самой демократической среде - не помешает щепоть тирании. Но виртуальный тиран реально отвечает за свои жесты: количеством пальцев, щелкающих на мышку ради него.
Потому анекдот:
     приходит ежик в паспортный стол,
     - Хочу, - говорит, - фамилию сменить.
     - А какая у вас фамилия?
     Ежик отвечает:
     - Стремительный!
     - Ого-го, - спрашивают, - а какую хотите?
     Ежик отвечает:
     - Фффьююиитть!
Вот так и с Сотней Писателей. Если я решу, что следует внести в список кого-то нового, Голынко-Вольфсона, например, или Забугаева-Кибальчича, то одного из старых членов списка придется того:
- Фффьююиитть!
Первым я собираюсь выкинуть Виктора Ерофеева. Но это ладно, это дела будущего.
Дела настоящего: про каждого из ста я нарисую (или уже нарисовал) картинку, напишу (или уже) статейку, а потом будут идти тексты писателя и тексты о нем: как обнаруженные на других ресурсах, так и загруженные нами (кстати, если какие-то мои отсылки к чужим ресурсам покажутся вам неэтичными или там глупыми, говорите мне об этом: сам я тут, повторяю, человек новый).
Кроме того, на сайте будут еженедельные мои новости, будут журналы и книги, издательства и клубы-салоны, а также всякие прибамбасы и спецпроекты, которыми мы займемся чуть позже, поосновательнее заполнив основную сетку. Если вдруг возникнут у вас идеи всяческих авторских рубрик-проектиков - пишите. Напоследок - интимное признание. Начав сочинять для сети, я обнаружил странную вещь: мне хочется типа быть искренним, писать то, что думаю. Раньше, занимаясь словесностью, такая дурь, как "писать что думаю" мне и в голову не приходила. Я лучше поиграю дискурсами, типами речи, побарахтаюсь в разных стилях, пошастаю в разных масках...
Здесь же мне хочется говорить от сакраментального первого лица. Возможно, эта перемена обусловлена свойствами среды: в офф-лайне, в жизни, о которой сказано "весь мир типа театр, а люди актеры", официально пропагандируются искренность и духовность, хотя все преотлично грязнут во вранье, двуличии и троерушии, а в он-лайне, где идеология, напротив, симулятивна (легкость быть не самим собой, а персонажем), находит свое место "прямая речь". Может быть, тут дело еще в отсутствии предзаданности языка, на котором типа принято говорить, и еще в том, что приходящий к тебе на страничку и отвечающий на твою заметку приходит именно к тебе и именно тебе отвечает...
Клево.

Slava.


А пока - для развлечения:
ВЕНТИЛЯТОР ФУКО
Об актуальном искусстве в Берлине, Кельне, Ливеркузене, Эссене, Риге и Амстердаме
MTV: ПОКОРМИ МЕНЯ
Статья не напечатанна в журнале "Матадор", чтобы не посориться с рекламодателями.
НОВЫЕ РУССКИЕ УШЛИ, ЕСЛИ УШЛИ. И ЕСЛИ ВООБЩЕ ПРИХОДИЛИ.
Рецензия на новый русский букварь






Rambler's Top100