Дембельский альбом девушки, увлекающейся
юмором
Манифест Баб-Дур
Исследование дурости в глобальном масштабе
Если взять за основу исследовательский прием Л.Н.Гумилева в его рассмотрении этноса, то вслед за ним можно сказать, что дурость - "форма коллективного бытия, присущая лишь человеку". Принадлежность к дуракам воспринимается самим субъектом непосредственно, а окружающими констатируется как факт, не подлежащий сомнению. Следовательно, в основе диагностики лежит ощущение. Поминая фразу П.Чайковского, можно сравнить удовольствие от собственной дурости с ощущениями человека, сидящего в теплой ванне.
В чистом кристаллическом виде баба-дура есть мутантка, "отклонение от видовой нормы", ей присуща страстность, сверхактивность. Она не может заставить себя рассчитать последствия своих поступков.
Бабская дурость, как ничья другая, - атрибут подсознания и стоит в зависимости от сил природы: солнечных протуберанцев, полнолуний и космических излучений.
Инстинкт самосохранения у нее принижен или вовсе атрофирован, иначе зачем ей лезть со своего шестка? Мудрый клоун Р.Городецкий неспроста напоминал знакомой, жарко обсуждавшей политику: "Думай почаще о койке. Я тебе добра желаю". Но если бы советы помогали! Дай Бабе Дуре лучшую койку, наряды и кучу драгоценностей - она все равно пойдет мимо и дальше.
Нормальные, полноценно функционирующие женщины будят в мужчинах-обывателях инстинкты преследователя, завоевателя, гурмана и коллекционера. А наша героиня чаще вызывает либо гнев, либо смех: веселый или досадливый, горький или облегченный.
Дурость обладает важным свойством: она заразительна. Обычные люди, оказавшиеся в непосредственной близости от бабы с крепким градусом воинствующей дурости, начинают вести себя так, как если бы они были дураками. Это надо широко учитывать в очередях, на собраниях и в транспорте.
Рассмотрение историко-фольклорного материала
Исторически сложившееся отношение к женщине либо как к матери семейства, либо как к партнерше в любви обуславливает ее сферу разрешенной мужчинами деятельности. Единственный ее талант, признаваемый в миру, - это реализация своей способности к великим чувствам таким образом, чтобы будить великие чувства в ближнем мужчине. Именно на этом поприще свершались самые великие женские подвиги. Если же ее честолюбие удовлетворяется в других областях - общество этого не прощает. В лучшем случае возникает ярлык "Дура".
Можно ли сказать, что Дура является плотью от плоти Дурака? Начнем рассмотрение с исходного материала.
А.Н.Лук в своей книге "О чувстве юмора и остроумия" ухватил тонкую суть Дурака: "Доводя преувеличением до абсурда любую идею, он является выразителем своей эпохи, ее полезным индикатором, ибо обнажает противоречия и несовершенства, которые умный человек, сам того же желая, все-таки смягчит и сгладит".
А.Д.Синявский на материале народных сказок рисует нам портрет Ивана Дурака: он - обделенный, да еще порочный, безобидно, но презираемо: не любит работать, грязнуля, соплив и делает все по-дурацки (невпопад, вопреки здравому смыслу и пониманию практической жизни). Его ругают, но он глуп без злого умысла, он прост, правдив и простодушен. Чистосердечие его измеряется незнанием элементарных понятий, неумением и ничегонеделанием. Дурак в своей восприимчивой пассивности открыт Высшей силе. А с ее использованием он показывает в сказке такие смешные фокусы, что всегда остается неизменно привлекательным.
Жаль, мы не располагаем таким же богатым фольклорным материалом, какой имеется на мужчин. Можно ли причислить к Дурам Старуху у разбитого корыта или Федору с ее горем? В первой части своих историй обе замечательно грязны, убоги и в какой-то мере обнажают несовершенства своей эпохи.
Но в конце - одна наказана за неприятную жадность и с досадой посажена на место, а вторая, вместо того, чтобы обрадоваться, что от нее сбежала вся посуда, взяла, да и образумилась. Нет, эти персоны придурочны лишь до какой-то степени.
Другое дело - Баба-Яга. Но с ней ситуация неоднозначная. С одной стороны - вроде опытная колдунья со стажем. Но с другой - вечно остается с носом. Даже малолетний Ивашка, на костях которого она всерьез собиралась покататься-поваляться, обводит ее вокруг пальца и засовывает в печку. Баба Яга кроме того замызгана и запущена до страшности. А курьи ножки ее избы ассоциируются с клушкой. При том Баба-Яга не случайно кочует из одной сказки в другую. Она необходима главным героям, как ключу необходим замок, чтобы было над кем восторжествовать и возвыситься. Это тем более почетно, когда обдуривается противник высокой квалификации. Кроме того, заметно, что Баба - Яга не стремится к достижению какого-то конечного счастья. Она уже нашла свою ступу и наслаждается самим ходом сказки, смакуя и оттягивая события, забираясь жить в самую дремучую глушь. На ее магической мощи - "далекий отблеск матриархата". Но фольклор трансформировал роль Первой Реликтовой Леди до Бабы-Яги, назначение которой, порой наступив на горло своим темным инстинктам, накормить-напоить-в-баньке-попарить прохожего молодца и заложить своего же напарника - Кощея. Да, она со своими нелепыми заклинаниями "Чуфырь-чуфырь", скандальными полетами на помеле и довольно безобидными злодействами решительно может быть причислена к представительницам рассматриваемого нами женского типа.
Больше того, вполне можно представить ее в роли символического флагмана всей когорты Баб-Дур.
Но в основном, в литературе, да и во многих других направлениях искусства, над женщиной как над дурой смеяться исторически не принято (в отличие от мужчин). А принято ее жалеть, ею любоваться и восхищаться, как Василисой Прекрасной. Либо проклинать или возвеличивать, как Боярыню Морозову или Дездемону. В жизни - совсем другое дело.
Реальная жизнь.
В быту поведение Баб Дур определяется законами не действительного мира, а какими-то собственными, непредсказуемыми беспричинно-бесследственными связями. Вбив себе в голову некую отправную идею, искренне веря в ее истинность, они игнорируют и весь предыдущий опыт, и возможные последствия.
Моя сослуживица Любочка, явно тянущая на диагноз "Дурочка хроническая", однажды вечером пошла с нами на дежурство в ДНД и отбилась от общего коллектива. Тут она заметила в переулке пьяницу и бросилась за ним с криком: "Стой, алкоголик, попался!" Он решил было удрать и мотнулся в темную подворотню; она, ничтоже сумняшеся, - за ним. Через мгновение они выбежали оттуда в обратном порядке, причем уже пьяный орал: "Иди сюда, я сказал!" Так и бежали друг за другом почти до самого опорного пункта правопорядка, где от начальства Любе была выражена благодарность за то, что осталась в живых.
Вот другой пример. Вспомните, как в фильме "Начало" героиня И.Чуриковой на танцевальной площадке отвечает приплясывающему перед ней герою Л.Куравлева на вопрос: "Танцуешь?" Она не может не попасться на его удочку, она хочет жить своими мечтами и иллюзиями! Она, уже приплясывая и улыбаясь ему, отвечает: "Танцую!" Как символично, как драматически закономерно герой отвечает ей: "А я пою", - и уходит.
Как простодушно смотрит ему вслед этот чистейший образец классической наивности!
Таких историй можно привести множество. И тут нельзя не оговориться, что Дура Дуре - рознь и посадить их в один кузов невозможно. У каждой - уникальные фантазии, в соответствии с которыми она себя проявляет, не заботясь о производимом впечатлении.
Есть дуры воинственно-настырные, без страха и упрека. Есть светло-наивные, не готовые воспринимать безжалостную реальность. Бывают Гениально-артистичные. Есть такие, которые постоянно суются в небабские дела и пытаются мерить свой ум, характер и решительность мужским аршином. Они обычно имеют сильные комплексы неполноценности, часто обижаются на весь мир, злятся и идут в революцию метать бомбы; и проч., и проч. Подчастую всех их обзывают кратким и удобным "Дура". Не слово, а какая-то "бездна звезд полна, звездам нет счета, бездне - дна". В этом слове - сила гнева, пламя смеха и уверенность в превосходстве. Но, впрочем, песня не о том.
Искусство
Любовь к искусству возвышает всех. И если активность и страстность Бабы Дуры направляется в это русло, то при наличии артистических способностей из нее может получиться замечательная комическая актриса или клоунесса.
Маститый знаток цирка Т.Реми вывел формулу: "Клоун подменяет мир действительности создаваемым им миром". Это и есть тот закон, тот главный критерий, по которому живут все клоуны и дураки.
Здесь же заключается главная общность Дуры и Дурака - в клоунском мышлении, природа которого едина для всех. Именно они осуществляют связь взрослого населения с Детством и тем чудесным миром, где царит смех.
Но насколько дороже обходится женщине желание всласть подурачиться!
Если Ч.Чаплин пронзительно смешон, когда засыпает песком увиденный им перед своим носом ботинок полицейского, то женщину в таких обстоятельствах станет просто жалко. Поэтому клоунессы на арене иногда пытаются поднять свои шансы с помощью сокрытия вторичных половых признаков под костюмом эксцентрика и замазав лицо гримом, чтобы восприниматься как все мужчины-клоуны и обмениваться тумаками, не травмируя нравственность зрителя тем, что бьют и тычкают женщину. Но этот ненатуральный компромисс может обернуться полным провалом, т.к. человек на сцене с неопределяемым полом и возрастом вызывает подозрение и напряжение.
Тут еще всплывают труднопреодолимые препятствия, метко обозначенные Т.Реми: "Женщины часто просто боятся казаться смешными. Эта боязнь свидетельствует если не о приходе мудрости, то о приближении старости". В детстве все сохраняют уверенность в себе, когда приходит охота посмешить. Помочь может лишь задорная девчачья непотопляемая жизнерадостность и озорство (см. фильм "Девчата").
И, наконец, последняя подножка: "Женщины-клоуны преуспевают тем больше, чем менее одарены их партнеры". А какой же партнер (обязательно мужчина) согласится пойти "менее одаренным" фоном? Спросите у руководителя преуспевающего клоунского коллектива: где все те женщины с их персонажами, которые на заре успеха украшали вашу сцену? - Он вам остроумно помолчит. Конечно, если в этом жанре женщина хороша, то очень и очень хороша, а если плоха, то просто ужасна. Кроме того, если идти в творчество - значит отдавать ему всю жизнь и часто в ущерб простому бабскому счастью.
Каждая из выдающихся деятельниц искусства комедии, представляет уникальный театр своего внутреннего мира. Каждая работает, если можно так выразиться, в жанре шедевра. А шедевр складывается, как известно, из высокого ремесла, темы и страстности исполнителя. Именно той непреходящей страстности и активности, которая присуща Бабам Дурам.
Дурость - это не состояние, а процесс. Поставить его на службу прогресса и здоровья человечества - вот наша главная цель.
Дуры всех стран, объединяйтесь!
Терентьева Ирина.
© 1998, Irina Terentieva
Sponsored by Nevalink
© Серапионовы сестры
АРТ-МАНИФЕСТЫ! |
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА |