Алексей Шульгин

М А Н И Ф Е С Т
Искусство, Власть и Коммуникация

(несколько простых мыслей без всякого желания сделать их глубже)

<перевод с английского>

Я намеренно написал этот манифест сразу на английском, которого не знаю достаточно хорошо, и я полагаю, то, что я собираюсь заявить, может показаться достаточно декларативным, обобщенным и грубым. Но единственная альтернатива этому, по-моему, вообще ничего не говорить. Во всех других случаях множество возможных интерпретаций и ассоциаций вымают те зерна смысла , которые я почти безнадежно пытаюсь найти и донести.

Как кто-то осмеливается использовать слова для объяснения чего-то?

Разве не очевидно теперь, как никогда ранее, что слова бессильны объяснитьь что-либо?

Давайте будем честными - слова сейчас ничто, разве что только очередное средство для художника.

Механика репрессивных социальных институций требует некого уровня стабильности. Люди, которые представляют власть этих институций, обезмозгленные ими, желают иметь некие прошлое, настоящее и будущее. Им есть, что терять. Им нужна стабильность, чтобы сохранить эти ценности, которые на самом деле навязаны им.

Но -

Прошлое не существует, потому что оно легко может быть переписано. Описывая прошлое, сочиняя историю, писатели пытаются завладеть ею, обрести власть над ней, а при помощи нее - и власть над будущим, используя желание людей иметь определенное (или неопределенное) прошлое, чтобы идентифицироваться. Никто не доволен прошлым, вот почему каждое новое прошлое, утверждаемое историками-обольстителями привлекает людское внимание. Буду ли я (моя семья, моя страна, мой род, моя раса) выглядеть лучше в свете совершенно нового прошлого?

То же самое касается и будущего - оно тоже несуществует, каждое новое будущее предлагает только очередную попытку захватить власть.

Но и насотящее для большинства людей не существует. Они живут, основывая свои действия и даже целые движения на фальшивой и навязанной им картине прошлого и настоящего. Они разобщены.

Что такое теория? Да, ты можешь делать блестящие логические заключения, но каковы их основания, аксиомы? Разве они полностью не неопределенны и необязательны?

 

 

3. Говоря об искусстве, мы всегда подразумеваем художественные формы, в которых это искустсво существует. Арт-формы, которые утверждаются и регулируются прогнившими арт-институциями. Даже искусство андеграунда всегда соотносит себя с эстеблишментом. Искусство, критическая деятельность, как мы теперь знаем, подавляется властью социальных структур. Только искусство, основанное на идее репрезентации, становится возможным при таких обстоятельствах.

 

Компьютер предоставил нам некоторую альтернативу - "медиа арт", который сразу же стал синонимом "экспериментального искусства" с точки зрения высшего художественного общесвта. Наблюдая очень популярное медиа искусство, такое как "интерактивные интсалляции", я всегда удивляюсь, как люди (зрители) радуются этому новому способу манипуляции ими. Кажется, что манипуляция - это единственная форма коммуникации, которую они способны оценить. Со счастливым видом они выполняют всего несколько опций, предложенные им художником: нажть левую или правую кнопку, прыгнуть или сесть. Манипулирующие ими художники чувствуют это и спользуют соблазны новейших технологий (будущее немедленно!), чтобы вовлечь людей в их псевдоинтерактивные игры, паразитирование которых на банальной воле к власти очевидно. Но какие замечательные лсова можно слышать вокруг этого: интерактивность, интрефейс для самовыражения, искусственный интеллект, и даже коммуникация. Так что, появление медиа-арта характеризуется переходом от репрезентации к манипуляции.

Но манипуляция более репрезентативна, чем коммуникация. С появлением Сети родилось нечто новое, скромно называющее себя сетевым искусством (нет-арт), сейчас пытающееся определиться и постигающее свое отличие от других форм творческой деятельности.

Проблемы настоящего периода нет-арта, как я вижу, уходят корнями в социальную детерминированность понятий "искусство" и "художник".

Способны ли мы преодолеть наше эго и отказаться от отживших идей репрезентации и манипуляции?

Прыгнем ли мы прямо в реальность чистой коммуникации?

Будем ли мы называться "художниками" в дальнейшем?

Нет-арт - коммуникация - настоящее.

4. Художники! Постарайтесь забыть само слово и понятие "искусство". Забудьте эти глупые фетиши - артефакты, которые навязывается вам подавляющей системой, с которой вы обязаны соотносить свою творческую деятельность.

Теоретики! Прекратите притворяться, что вы не художники. Ваше желание получить власть над людьми, соблазняя их интеллектуальными спекуляциями абсолютно очевидно (И даже понятно). Но реальность чистой и подлинной коммуникации гораздо более привлекательна и становится сегодня понастоящему возможной.

Медиа-художники! Прекратите манипулировать людьми при помощи ваших фальшивых "интерактивных медиа-инсталляций" и "искусственного интеллекта"! Вы очень близки к идее коммуникации, ближе, чем другие художники и теоретики! Просто освободитесь от своих амбиций и не смотрите на людей, как на идиотов, неспособных к творческой коммуникации. Если, конечно, хотите.

5. Вопрос:

Как вернуться к естесттвенной природе воли к власти в художественных средствах вместо банального их использования для достижения власти самой по себе?

Ответ:

А. Забудьте о прошлом и будущем, потому что они не существуют, сконцентрируйтесь на настоящем, которое не может быть описанным и которым невозможно завладеть.

Б. Смените свое занятие, как только поймете, что становитесь знаменитыми в своей области, и перед тем как движение, к которому вы пренадлежите, начнет создавать свою собственную историю. Тогда, когда вы начнете что-то другое в качестве новичка, ваша воля к власти и славе даст вам мощный созидательный импульс.

С. Не будьте зависимыми от средств, с которыми вы работаете - это поможет вам с легкостью отказаться от них.

Не становись Мастером!

 



(c) http://www.sccamoscow.ru/
АРТ-МАНИФЕСТЫ!
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ArtRuNet