Дмитрий Ольшанский


Новый роман Бориса Акунина «Алтын-Толобас»

В нетерпении сообщаю главное : Борис Акунин написал превосходный роман. Написал впервые, ибо все, написанное им до сих пор, вызывало у меня определенные нарекания, пусть и не разделяемые большей частью читающей публики.
«Алтын-Толобас» - первое сочинение Акунина, адекватное избранному жанру. Это впервые не детектив, но приключенческий роман, история про мушкетера. Действие происходит в царствование то Алексея Михайловича Тишайшего, то Виктора Степановича Черномырдина, совсем как в советском фильме про скрипку Страдивари, где мастера-Шакурова на экране регулярно подменяют сотрудники МУРа. Смена жанра повлияла на беллетриста на редкость благотворно. Оттого, что книга эта - не детектив, любовь Акунина к сценам типа «он ударил злодея ногой в висок и выпрыгнул в окно» сразу становится оправданной. Если сыщику, тем более старинному сыщику, никак не полагается драться кунг-фу и пленять сердца красавиц (чем усердно, к моему огорчению, занимался Эраст Петрович Фандорин), то персонажам «Алтын-Толобаса» сам Бог велел стрелять, скакать и целоваться - будь то красавец-мушкетер Корнелиус Фон-Дорн ва 17 столетии или современные работники ножа и топора, встречающие в Москве его потомка Фандорина Николаса. Вообще-то все романы Бориса Акунина - бесконечный русский Голливуд, и сейчас это обстоятельство в первый раз помогает, а не мешает беллетристу. Все-таки старый детектив, как явление чопорное, английское, американизмов не терпит и при виде прежних акунинских плывущих голышом монахинь и Фандорина-Бонда в окружении роковых злодеев и рыдающих красавиц Кристи, Конан-Дойлу и Честертону сделалось бы дурно. Зато на «островах сокровищ» - там все можно. Поцелуи дочки боярина Матвеева, яд, предотвратить действие которого можно лишь из последних сил пихнув злодея, киллер Шурик, монстр из превращенных в кошмарный сон фильмов Гайдая (этот образ, кстати, колоссальная стилистическая удача романа - жаль только Акунин, припомнив «надо, Федя, надо», упустил «если я встану, то ты у меня ляжешь»), погони на джипах и, конечно же, клад, припрятанный Иваном Грозным ( капитаном Флинтом) - все это веселье размещается на страницах «Алтын-Толобаса» как никогда гармонично и со вкусом. Остается только поздравить Акунина с обретением родной стихии. Теперь о другом. «Алтын-Толобас» на редкость хорош еще и по тому, что Борис Акунин впервые написал вещь нестерилизованно сюжетную, но, как и подобает истинной беллетристике, идеологическую. Все шедевры развлекательной литературы повязаны с горькими идеологическими проблемами - мерцая из глубины напряженного сюжета, они снабжают эти книги метафизикой, и неважно, идет ли речь о проблемах сословных (Дюма) или же религиозных (Честертон). «Алтын-Толобас» - роман о том, что Россия - это ловчая яма, однако падают туда добровольно, или же, найдя путь выбраться, предпочитают остаться. В любом случае, всякое перемещение становится роковым. «Первое русское посольство на Запад уехало и не вернулось. Нет возврата из небытия в бытие» или же «Граждане ! Войдете - не выйдете !», как написано рядом с одним подъездом в Москве на метро «Новослободская», - вот пафос нового акунинского сочинения. «Я остаюсь» у Акунина, однако, не прозвучало - долго и красиво перечисляя аргументы «адвоката дьявола» (почему в России жить нельзя), он не смог найти убедительных резонов, отчего немецкому мушкетеру и английскому историку в Москве хорошо. Одной любящей красавицы все-таки маловато, красавицу можно и с собой захватить.
Вопрос, тем не менее, поставлен, и его наличие в приключенческом романе для меня важно, а для любителей жанровой бессмыслицы и подражаний Умберто Эко, думаю, скорее огорчительно. Новый роман Акунина стоит всех прочих - один за всех, все за одного.
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА



Rambler's Top100