Современное искусство в сети
Современное искусство в сети
сайт марининой

мужские игры

стечение обстоятельств







сто писателей журналы архив премии салоны и клубы книги

Александра Маринина

Пишет мягкие, женские ("в лучшем смысле этого слова"), совершенно неагрессивные книги, и славно, что именно их читают ваши соседи по вагону метро. Люди мирных профессий: челноки, продавцы цветов и огромная масса пролетариев умственного труда, тот зыбкий социальный слой, который нынче, в виду своей фантомности, не называется никак, а раньше назывался советской интеллигенцией.
"Советское" вообще играет в мире Марининой ключевую роль. Всякого рода "Старые песни о главном" и "Намедни от и до" были только вершиной айсберга: недавняя история так лакома не из-за врожденной тяги русского человека к соцреализму и "большому стилю", а из-за того, что в советском времени остались идеалы и практики стабильности. Жизнь и судьба сыщика Насти Каменской, марининской фирменной героини, очень напоминает жизнь и судьбу среднестатистического инженера или гуманитария середины восьмидесятых, времени, когда эпоха ушла из-под ног. Трудна, низкооплачиваемая, рутинная, но в лучшие моменты - прекрасно-вдохновенная работа. Проблемы с бытом, отдаленные районы, дешевые автомобили. Семья как последний редут всего. Борьба за место под солнцем, которую неустанно ведут коллеги (марининские пассажи о служебных взаимоотношениях в органах неожиданно напоминают "офисную" прозу В.Маканина или Р.Киреева двадцатилетней давности). Серость будней и, как следствие, серость личности: Настя Каменская, если б хотела, могла стать секс-бомбой почище Мадонны, но выглядит намеренно невзрачно и скромно, ибо Мадонна в телевизоре и в модном журнале, а в текущей жизни ничему такому места нет.
В одном из ее романов есть поразительной эмоциональной силы фрагмент: ночью полуголая Настя чистит газовую плиту, и так ее возбуждает этот процесс, что она вдруг бросается к гардеробу, зеркалу и косметичке и делает стремглав из себя роковую и вполне бесстыжую красавицу - так, ни для кого, по дому пошляться. Тут взрывается телефон, Настя мчит, забыв о своем нестандартном виде, в отделение милиции выручать подругу: подруга ее натурально не узнает, а у личного состава отделения плотно едет крыша. Так же стремительно Настя оказывается дома и смывает с себя лепоту: может, и не было ничего, приснилось, такой рывок в сказку. Из серой-серой действительности: даже жуткие преступления Маринина ухитряется подавать как жвачку обыденности. Вернее, как результат психосоматических происшествий, разрывающих слабую человеческую душу, как последствия детских неврозов, как проявление темных подсзонательных сил, запросто бушующих в каждом из нас. В романах Марининой много маньяков и просто патологических субъектов, которые тоже выписаны предельно обыденно, много вполне убедительных психоналитических кусков: успех Марининой говорит, в числе прочего, и о том, что страна скучает без развитой науки об Эдипе и страхе кастрации и что нас еще ожидает серьезный психоаналитический бум.
Но помимо до боли знакомых читателю гражданских обстоятельств, фрейдистских приманок и внимания к "простому человеку" Маринина брала интонацией: неопытный автор, непрофессионал, она вместе с читателем осваивала этот мир, по-детски удивляясь количеству книг в кабинете злодея, новому способу приготовления - даже не картошки! - вареной колбасы, да и самому факту литературы, - как это странно и прелестно, что из слов складываются предложения, а из предложений целые истории! Маринина, как и Настя, была сомневающейся. Для нее самой ее романы были сеансом психоанализа, и она не стеснялась в этом признаться.
В прошлом году, однако, с королевой произошла некая метаморфоза. Двадцатый роман с гордым именем "Реквием" Явил читателю историю, написанную с позиции знания: не столько Настя Каменская расследовала нравы шоу-бизнеса, сколько уже искушенная Александра Маринина их перед нами разоблачала. И если в одном из ранних текстов появление человека по фамилии Рудин, руководящего неким сочинским кинофестом, ничуть не нарушало прайвеси Mарка Рудинштейна, ибо было наивным и вполне умозрительным приемом, то в "Реквиеме" автор цинично эксплуатирует историю Пугачевой и Киркорова, явно давая понять, что знает больше, чем мы.
Но дело даже не в этом, а, опять же, в интонации, которая стала куда более самоуверенной - будто бы подполковник, перескочив через очередное звание, получил генеральские погоны. ‚ "Призраке музыки" (еще более гордое имя) королева уже не озабочена тонким прописыванием характеров. Диалоги супругов об измене пунктирны настолько, что кажется, будто автор уверовал в свою возможность передать фразой "Ей стало почти физически больно" гамму переживаний, которые прежде едва укладывались в страницу. Зато появляются слишком мудрые герои, слишком хорошо знаюшие, как надо жить; зато Настя демонстрирует чудеса суперменства, легко распознавая музыку, о которой ей только рассказывали, что там в первой части одни инструменты потише, а другие - пожестче. Заканчивается роман гиперсерьезными длиннющими рассуждениями о том, каких видов бывает ревность: вникать в них скучно, так что же, зато в последней фразе есть Бог, написанный с большой буквы. Kороче, из писателя, милого моему и еще многим миллионам сердец своей "близостью к народу" и трепетной наивностью, Александра Маринина на глазах превращается в того Русского Писателя, который учитель жизни. Mне двух уроков хватило - следующую книгу я уже не куплю.
Занятно, что изменения творческой манеры писательницы совпали с изменениями в ее социальном поведении. Пару лет назад Маринина говорила в интервью, что она человек очень закрытый и скоро перестанет давать интервью: сейчас она не только раздает их направо и налево, но и публикует в риэлтерском журнале подробности планировки и обстановки своей новой квартиры. Ну и открывает сайт, из которого можно узнать, что сбережения писательницы сгинули вместе с "Инкомбанком", что свежеиспеченный ее муж стал прототипом сразу двух героев саги о Насте, что в семье появился котенок породы "персидский колор-пойнт", кличка по родословной Мэрилин Силвер Форест, в быту - Марьяна.
Не хочется сводить все к простой морали: дескать, слава портит человека. Сайт - это правильно, а котенок - это здорово. И превращение из человека, который удивляется, в человека, который учит, вряд ли описывается словом "порча". Просто следует помнить, что публичность - сильное испытание для психики, и иногда игра в зрелость и знание доходит до того, что Мэрилин Силвер Форест способна отождествить себя с Марьяной лишь после глубоко сеанса психоанализа.

мужские игры стечение обстоятельств



Rambler's Top100