на "Записи и выписки" Михаила Гаспарова

Михаил НОВИКОВ

http://www.guelman.ru/culture/articles/read.htm

Между филологами и практикующими литераторами существует известный антагонизм. Некоторое обоюдное высокомерие. Оно понятно: ученому обидно, что материал для его штудий поставляют все больше какие-то полуобразованные и часто нетрезвые личности. Литераторы, в свою очередь, смотрят завистливо: мы сочиняем чего-то там интуитивно, а объяснить-то, что насочиняли, не умеем. Тем занятнее плоды экскурсов в чужие огороды, время от времени появляющиеся как с той, так и с другой стороны. Вот книга известнейшего филолога, члена-корреспондента Михаила Гаспарова "Записи и выписки". Гаспаров, специалист по античной литературе и стиховед, уже несколько лет выступает с заметками общелитературного характера. Неопределенно-модный жанр: фрагменты, цитаты, сны, реплики организованы самым простым способом - по алфавиту. К примеру, запись на букву Т - "температура": "'Каковы ваши жгучие несчастия?' - спрашивало доброе письмо из-за границы. А у меня нет жгучих, у меня холодные". Иногда очередной фрагмент вдруг раскрывается в пространный текст - мягко-язвительные воспоминания об Институте мировой литературы или записи разговоров с С. С. Аверинцевым. За свои паралитературные труды, до сих пор печатавшиеся в журнале "Новое литературное обозрение", Гаспаров уже получил премию Андрея Белого (1999). До того - "Малого букера" за "Избранные статьи" (1997), а еще раньше - и Государственную (1995). Говорить о том, что это хорошо написано, как-то смешно. С чего бы ученый такого класса вдруг стал писать плохо? Написано и скомпоновано очень даже здорово. И это - чтение не для одних только филологов (которые, надо заметить, приходят в простодушный восторг всякий раз, когда кто-то из "своих" вдруг обнаруживает способности к литературной композиции - вспомним осыпанный наградами и восторгами "Конец цитаты" Михаила Безродного). Не для одних только специалистов, поскольку самое интересное, что есть в книге Гаспарова,- это особый, академический тип восприятия мира и литературы. Скажем, извечный вопрос: что такое стиль? Ну, писатель, знамо дело, сказал как отрезал: "Стиль - это человек". А вот как объясняет это понятие Гаспаров: "Стиль - это, упрощенно говоря, соблюдение меры архаизации и меры вульгаризации текста". Это - упрощенно. О том, что будет, если ученый заговорит не упрощенно, а в полную силу, простому смертному лучше не думать - думалка поломается. Еще одна любопытная особенность филолога - программное безразличие к существу текста. Гаспаров, судя по его собственным словам, много занимался исследованием стихов Брюсова. Видимо, и сам ученый понимает, что поэт это ничтожный, поскольку отстаивает свое право заниматься никому не нужными авторами особенно агрессивно: "Я не критик, а исследователь, поэтому не имею права различать хорошее 'искусство' и дурное 'псевдоискусство'". Этот мыслительный выверт вообще характерен для людей, занятых фундаментальными исследованиями: я занимаюсь строением атома, а то, что получается бомба, различать не имею права. Немного найдется сочинений, где такой тип сознания открылся бы так ярко и изящно, как у Гаспарова,- это, прямо сказать, куда лучшая литература, чем Брюсов.

Назад в "Коллекцию рецензий на "Кысь"




Свежие публикации Вячеслава Курицына можно прочесть на блоге журнала "Прочтение"



Китуп и его Процессор

Изголовье Бавильского

Новое странное слово с Линор Горалик

Арт-манифесты с С.Тетериным

Мирослав Немиров. Немировский вестник



на "200 лет вместе" А.Солженицына

на "Кысь" Татьяны Толстой

на "Записи и выписки" М. Гаспарова

на "Мифогенную любовь" П. Пепперштейна и С.Ануфриева

на "Generation P" В.Пелевина

на Б.Акунина

на "Сами по себе" С.Болмата

на "Похороны кузнечика" Н. Кононова

на "Голубое сало" В. Сорокина











Слава Курицын
Дизайн - Шацких Руслан
Редактор - Кириченко Наташа
Просто тексты - Ваншенкина Катя