Александра Шатских
"Последний кружок имени Бухарина"
В самом первом номере «Супремуса» (1991) был помещен документальный
снимок под рубрикой «Угадайка». Александр Шумов впервые опубликовал фотографию
Малевича в группе, сопроводив ее следующим текстом: «Эта фотография, обнаруженная
в одном из ленинградских архивов, еще бы долго дожидалась публикации.
Она могла бы стать лакомым кусочком в какой-нибудь солидной монографии.
Из четырех изображенных лиц достоверно известны лишь К.С.Малевич и Н.И.Харджиев,
двое других - пока инкогнито. Место действия - по всей вероятности, Немчиновка.
Поверхностный анализ ничего не дал. К Харджиеву пробиться трудно, после
безуспешных попыток связаться через жену литературоведа, новых желаний
не появляется, хотя и на предстоящее благо науки. К.И.Рождественский неизвестных
не признал, но предположил, что, скорее всего, это кто-то из кинематографистов.
Времени на все не хватает в таком цейтноте. Поэтому мы предлагаем всем,
кому интересно, принять участие в атрибуции нового документа в иконографии
великого живописца».
По фотографии было видно, что она сделана не случайно, что все четыре
человека позировали - то есть фотограф застал их не врасплох, а специально
усадил для съемки. Конечно, все это интриговало, поскольку позволяло надеяться,
на какие-то дополнительные штрихи в биографии Малевича. И действительно,
эти надежды во многом оправдались, фотография, как оказалось, имела любопытную
историю и была фиксацией своеобразного артистического жеста, которые Малевич
столь успешно продуцировал с самого начала своей художественной деятельности.
Великий авангардист, продолжая эпистолярные традиции XIX века, был весьма
аккуратным корреспондентом и оставил огромное количество писем, выявление
которых растянется, очевидно, на долгие годы, поскольку они рассеяны по
странам, континентам и разнообразным коллекциям. Одним из постоянных его
адресатов в конце 1920-х-начале 1930-х годов был поэт-хлебниковец Григорий
Петников, житель города Харькова; как известно, Малевич нарисовал обложку
к одному из его поэтических сборников.
Интересующая нас разгадка сюжета настоящей фотографии содержится в одном
из писем к Петникову (ранее это письмо входило в архив Н.И.Харджиева,
его нынешнее местонахождение неизвестно). У этого письма нет авторской
даты и указания на место написания, их можно установить по контексту.
В начале письма Малевич сообщал, что к нему в гости (это была дача в Немчиновке)
приезжали «Н.И.Харджиев, Грыц и Тренин». Фамилии были приведены именно
в такой последовательности и именно в таком написании: фамилия Харджиева
с двумя инициалами, две других - без. На самом деле это были коллеги и
друзья Харджиева - Теодор Соломонович Гриц /1/
и Владимир Владимирович Тренин /2/, вместе работавшие
в те годы и над «Историей русского футуризма», и над наследием Велимира
Хлебникова.
«Грыц» - так на украинский лад Малевич переиначил фамилию Грица, литературоведа
и писателя. В последнее время появилась обстоятельная публикация А.Е.Парниса,
посвященная Грицу и его работам о Хлебникове /3/.
Здесь можно найти сведения, особо значимые для описания обстановки, в
которой был сделан интересующий нас снимок. Гриц работал в те времена
над исследованием «Проза Велемира Хлебникова» (имя «Велимир» в те годы
еще не имело нормативного написания) - в авторских сносках к статье мы
можем прочесть: «Вы умник, Вы астроном, звездочет. Вы каждую минуту измеряете,
какое пространство смыслов в предмете», - говорил Хлебникову создатель
теории беспредметности Казимир Малевич» /4/. Несомненно,
эти слова были записаны Грицем при его собственной личной встрече с Малевичем
- фотография и запечатлела один из моментов этой встречи.
Вторым «неизвестным» на фотографии был, как уже упоминалось, В.В.Тренин,
третий член содружества молодых литературоведов, готовивших труд «История
русского футуризма» и обрабатывавших наследие Хлебникова.
На основании расшифровки фамилий «неизвестных», представленных на снимке
мы можем сделать вывод, что во время встречи в Немчиновке молодые ученые,
что называется, «прильнули к первоисточнику», каковым являлся для них
Казимир Малевич.
Для самого Малевича эта встреча имела не только «мемуарное» значение,
для него более важным оказалось обсуждение актуальной ситуации в искусстве.
И из этого письма Малевича Петникову, и из нескольких других того же периода
и к тому же адресату, мне, к сожалению, удалось ознакомиться с ними лишь
мимолетно, стало ясно, что Малевича в эти месяцы занимала внутренняя полемика
с Николаем Бухариным: внутренняя, потому что выхода она, естественно,
найти не могла. После шумной реабилитации Бухарина на излете перестройки
ныне не составило труда ознакомиться с его учением и взглядами, и прийти
к выводу, что у партии большевиков не было более убежденного пропагандиста
страшной идеологии подавления и принуждения во имя диктатуры пролетариата
и во имя социалистического государства. Советские идеологи руководили,
как мы знаем, всеми сферами человеческой деятельности, от экономики до
астрономии. И Бухарин, естественно, высказывался по широкому спектру вопросов:
искусство не составляло исключения.
В СССР рано начали праздновать юбилеи установления новой власти - пышно
отмечалось десятилетие Октябрьской революциии, а в 1932 году власти решили
устроить огромную выставку, которая так и называлась «Художники РСФСР
за 15 лет». Грандиозная выставка была открыта сперва в Ленинграде (в ноябре
1932), а затем переехала в Москву, где начала работу 27 июня 1933 года.
Общеизвестно, что 1932 год был знаменательным как год учреждения Союза
советских художников и как год установления художественного единомыслия,
социалистического реализма. В Ленинграде у Малевича была большая экспозиция,
настоящая выставка на выставке; в Москве все было иначе, и «Черный квадрат»,
выставленный в темном маленьком зале Исторического музея, именно тогда
превратился в главный жупел «формалистического искусства». Объявил об
этом Бухарин; в программном сборнике статей «О живописи, плакате и скульптуре
за 15 лет» (М., 1934), закрепившей «достижения» выставки, главной статьей
стала его статья «Некоторые мысли о советской живописи». В этих «некоторых
мыслях», высказанных в прессе после открытия выставки в Москве, жестко
и однозначно формулировались установки, которые отныне определяли жизнь
искусства в советском обществе. Государство подминало под себя все - и
Бухарин выступал как главный проповедник этой политики. Из писем же Малевича
совершенно определенно проистекало то обстоятельство, что художник мало
изменился со времен своей молодости - и вмешательство государства, огосударствление
всего и вся на свете по-прежнему почитал глупостью и насилием.
Возвращаясь к фотографии, процитирую фрагмент письма: «После обеда были
хозяином дачи сфотографированы группой, группа под названием «Последний
кружок имени Бухарина». Сей муж в нашем разуме сильно возвеличился, и
мы решили организовать и запечатлеть на фото его истинных поклонников,
жаль только, что его самого не было, газета с его статьей снята вместе
с нами».
Отмечу несколько примечательных моментов в этом отрывке: во-первых, возможность
датировать фото: оно было сделано летом 1933 года в Немчиновке.
Во-вторых, подчеркну неизбывное озорство бывшего эпатажника-футуриста:
газета со статьей стала «членом» сфотографированной группы, своеобразным
заместителем Бухарина, знаком его присутствия (напомню о том, что в известной
фотографии «Пасха у футуристов», появившейся в «Синем журнале» в 1915
году, в группе художников «присутствовал» Георгий Якулов, нарисованный
на портрете).
Забавно и почти заумное наименование группы, с лету придуманное Малевичем:
«Последний кружок имени Бухарина». В нем явственно звучат обертоны расхожего
клише «Последний день Помпеи», с одной стороны, а с другой - издевательски
обыгрывается советское сумашествие в присвоении имени коммунистических
вождей чуть ли не табуреткам.
Следует отметить самое важное - Малевич не стеснялся, не боялся высказывать
свое мнение о всесильном тогда вожде-идеологе ни в частных беседах, ни
в письмах. Хочу подчеркнуть это особо: два раза арестованный осенью 1930-го
и сидевший в тюрьме ОГПУ Малевич осторожности так и не научился, как это
ни странно. Свободомыслия у него никто отнять не сумел.
И напоследок. Александром Шумовым эта фотография была опубликована в нетронутом
виде. Заслуженный историк искусства, литературовед Н.И.Харджиев, по справедливости
ненавидевший советскую власть, советский режим, губивший людей, которых
он боготворил (Даниил Хармс и Казимир Малевич были для него такими главными
людьми), тем не менее, пользовался методами советской власти - как известно,
ретушировавшей и «подправлявшей» неугодные фотографии. Он отредактировал
оба варианта снимка: в обоих вариантах от общей группы, о которой писал
Малевич в письме к Петникову, были отрезаны Гриц и Тренин, Харджиев остался
вдвоем с Малевичем (в комментарии к одному из вариантов снимка, опубликованному
в «Зеркале» (см. ниже), Харджиев указал: «Газета с руганью Бухарина по
поводу «Черного квадрата»).
Такими отредактированными эти фотографии хранились в архиве Харджиева,
такими они были получены журналисткой Ирой Врубель-Голубкиной в январе
1991 года и помещены ею в журнале «Зеркало» за 1995 год /5/.
Такими они были опубликованы и в монументальном двухтомнике 1997 года,
использовавшем материалы из архива, находящегося ныне в Амстердаме в Фонде
Харджиева /6/. Поистине, лицезрение метаморфоз
с фотографиями становится тем знанием, что умножает скорбь.

Примечания

1. Гриц Теодор Соломонович (1905-1959) - писатель, литературовед.
В содружестве с Н.И.Харджиевым и В.В.Трениным с начала 1930-х годов занимался
историей русского футуризма, вместе с ними вырабатывая принципы системного
подхода к изучению истории. Автор работ о прозе Велимира Хлебникова, соавтор
книги «Неизданный Хлебников», М., 1940, где ему принадлежит заслуга подготовки
к публикации прозы Хлебникова.
Подробнее о жизни и творчестве Грица см.: Парнис А.Е. «Ищу я верников
в себя...» Новое о Хлебникове // Литературное обозрение, М., 1996, N 5/6,
с. 12-18.

2. Тренин Владимир Владимирович (1904, Елизаветград -
1941, Западный фронт) - литературовед, критик. Учился на архитектурном
отделение ВХУТЕМАСа в Москве. Литературную работу начал в 1928 году в
журнале «Новый ЛЕФ». Автор книг «В мастерской стиха Маяковского» (1937),
ряда статей о поэтике В.В.Маяковского, многие из них в соавторстве с Н.И.Харджиевым
вошли впоследствии в книгу: Тренин В., Харджиев Н. Поэтическая культура
Маяковского. М., 1970.

3. А.Е.Парнис опубликовал (в 1996 году) статью «Проза
Велемира Хлебникова», написанную Грицем в 1932-1933. См.: Гриц Т.С. Проза
Велемира Хлебникова. Публикация и комментарии А.Е.Парниса // Литературное
обозрение, М., 1996, №5/6, с.19-29.

4. Цит. соч., с.20.

5. Голубкина-Врубель Ира. Н. Харджиев «Будущее уже настало»
// Зеркало, Тель-Авив, 1995, №131, декабрь. (Интервью было взято И.Голубкиной-Врубель
в январе 1991 года.)

6. Н.И.Харджиев. Статьи об авангарде. В двух томах. Составители
- Рудольф Дуганов, Юрий Арпишкин, Андрей Сарабьянов. М., 1997. (Фотографии
опубликованы в томе 1, с.84-85.)
Вернуться
|