ОЛЕГ МАВРОМАТТИ. "ГОСПОДИН Х". ГАЛЕРЕЯ М. ГЕЛЬМАНА, МОСКВА
ТАТЬЯНА НОВИКОВА

"Господин Х" - недавняя акция Олега Мавроматти в галерее Гельмана - получила большую известность как "распятие". На этот раз перформер распинается на кресте в виде "икса", а затем улетает в Софию. "Икс" как тайна искусства (возможны другие прочтения) и место действия не заставляют искать связи с первой акцией возле храма Христа Спасителя. Однако публика ее нашла, рассчитывая, должно быть, на "острые ощущения".
Такая оптика передает наиболее явный контекст этой акции. Если у Пригова художник вынимает нечто из кармана, а ему говорят: "Не надо. Раз ты - художник, значит, это - искусство и аргументы не требуются", то здесь пересекаются вера и неверие, предвкушение "удовольствия" и сомнение в ценности артефакта. Поэтому обращение коллеги к автору незадолго до акции: "Смотри, не подведи!" - следовало бы читать шире: "Смотри, не обмани! (ты же художник)". Автор отождествляется с проектом, метастазой проникающим в его судьбу. Эта канцерогенность искусства мотивирует последние проекты Мавроматти. "...Потому что искусство - это боль", - его обращение к публике. Однако концепт проекта начинается фразой: "Не думайте, что я настолько наивен (чтобы считать, что радикальный перформанс актуален)". Никто и не думает. Очевидно, что слоган "Страдание облегчает понимание" не применим к варварской "трансгрессии" аудитории. Ей с креста - "рок-н-ролл!", а она - "не верю!" ("ну, хип-хоп, как вам нравится...", а она - "и ладно").
Этой акцией радикальный перформер обращается к далекому от современного искусства трагическому тексту, связанному с некой экзистенциальной миссией художника: то, что я сейчас чувствую, ерунда по сравнению с другими муками.
И все же, оперируя известными символами и следуя ясной концепции, автор разрывает связь с аудиторией (а тайна в принципе непознаваема). У них с публикой разная трансгрессия: первый переступает барьер, вступая в коммуникацию с неизвестным, а последняя принимает факты: "ощущения - острые, хорошо", "впечатления - тяжелые, зачем это?" А так и должно быть, энди уорхол но пасара!
© 2001 - Художественный журнал N°36